Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неправильный компромисс: Киев обвинил Брюссель в коррупции из-за «Газпрома»

Неправильный компромисс: Киев обвинил Брюссель в коррупции из-за «Газпрома»

После того, как Еврокомиссия закрыла антимонопольное расследование против «Газпрома», Киев обвинил Брюссель в коррупции. «Еврокомиссия решила не штрафовать „Газпром“, подписав с ним мировое соглашение. И это после скандала с фактами, что в ЕС закрывали глаза на кричащие нарушения со стороны российского монополиста! Я вижу, антикоррупционный суд нужен не только Киеву, но и Брюсселю», — такое заявление главы украинской делегации в ПАСЕ и народного депутата Украины Владимира Арьева опубликовали на официальной странице Верховной Рады Украины в Twitter.

Под кричащими нарушениями вице-президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы подразумевает апрельскую публикацию в британской The Telegraph. В издании якобы получили закрытый доклад Директората по вопросам конкуренции Еврокомиссии от 2015 года, в котором говорилось о том, что «Газпром» целенаправленно диктовал несправедливые цены и использовал свое доминирующее положение в отношении стран Восточной Европы. При этом, как говорилось якобы в документах Еврокомиссии, обещания «Газпрома» мало исполняются. Тем не менее, ЕК все равно планировала заключить мировое соглашение с российским холдингом.

Вчера же Еврокомиссия опубликовала решение по длившемуся шесть лет разбирательству. Брюссель не стал накладывать на «Газпром» штраф в 10% от годовой выручки, но установил строгие требования к экспортным поставкам российского газа в Прибалтику, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Болгарию. Они совпадают с тем, что в прошлом году предложили в самой монополии. Так, компаниям стран разрешаются своповые поставки газа, не ограничивается транспортировка газа между странами и они могут требовать пересмотра цен по долгосрочным контрактам с привязкой к котировкам на хабах TTF и NCG раз в два года. Все споры при этом решаются в арбитражном суде на территории ЕС.

Еврокомиссар по конкуренции ЕК Маргрет Вестагер заявила, что в случае невыполнения своих обязательств «Газпром» ожидает штраф в 10% выручки — более $ 10 млрд по результатам прошлого года. «О странах, о которых мы говорим — там „Газпром“ по-прежнему является доминирующим игроком. Вы можете доминировать на европейском рынке, но вы не можете злоупотреблять своим доминирующим положением», — сказала еврокомиссар.

Эсперты считают, что в решении ЕК по «Газпрому» нет выигравших и проигравших и уж тем более коррупции.

«В Еврокомиссии прекрасно понимали, что с юридической точки зрения у них слабая аргументационная база для признания „Газпрома“ виновным в нарушении антимонопольного законодательства и наложения штрафа. Если бы они вопреки этому пониманию попытались оштрафовать компанию, это привело бы длительному судебному разбирательству с негативным прогнозом для ЕК», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его словам, решение было взаимоприемлемым. «Комиссия сохранила лицо и получила небольшие уступки со стороны „Газпрома“, прежде всего, в возможности своповых операций для клиентов в Восточной Европе. „Газпрому“ же не нужно судиться для отстаивания собственных интересов и можно развивать конструктивное сотрудничество на ключевом рынке сбыта», — говорит эксперт. 

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко считает, что сенсации в решении Еврокомиссии нет, так как большинство предложений уже обговаривались ранее и были приняты «Газпромом». «Итоговое решение позитивно — оно закрывает дело без наложения штрафов. Недаром Литва уже осудила решение ЕК и заявила о намерении его обжаловать. Что касается принятых решений, то они отражают логику развития европейского газового рынка», — Александр Собко отмечает, что основная часть решений касается стран Центральной и Восточной Европы, где либерализация газового рынка протекает намного медленнее, чем в странах северо-западной Европы: «В результате, хабовое ценообразование там применялось в ограниченных объёмах. Какие цены окажутся выгоднее — с „нефтяной“ привязкой (как до недавнего времени продавал в эти страны „Газпром“) или „хабовой“ зависит, в частности, от цены на нефть. Но сейчас цены на нефть высокие и можно ожидать, что эти страны выиграют от пересмотра ценовой привязки в контрактах».

Пока, как заметил замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, спотовые цены на газ выше контрактных и странам Восточной Европы выгоднее покупать по действующим ценам.

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко отмечает, что согласие «Газпрома» играть по новым правилам приведёт и к тому, что потребители, которые теперь будут получать российское топливо по цене с привязкой к газовым хабам, перестанут быть заинтересованными в диверсификации поставок со стороны других источников, в частности СПГ. «Тем более, что географически эти рынки оптимальны для поставок именно российского газа для обоих сторон», — отметил эксперт. Он полагает, что решения Еврокомиссии удачно и для покупателей, которые, в любом случае, чувствуют, что их ценообразование соответствует общеевропейским нормам, и для «Газпрома», который в таком случае сохранит эти рынки на длительную перспективу.

Неудовольствие решением Еврокомиссии успели уже выразить в Польше. Заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шиманьский заявил, что в Варшаве разочарованы. Во время антимонопольного расследования Польша требовала, чтобы «Газпром» не просто заплатил штраф, а согласился на дополнительные уступки: клиенты российской компании должны были получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен был снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС. Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии. «Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — сказал тогда EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Впрочем, как уже сообщало EADaily, недовольство Польшей действующим положением с поставками российского газа не помешали стране увеличить в этом году закупку именно «голубого топлива» из России. За первые три месяца этого года рост поставок превысил как увеличение импорта газа из европейских стран, так и СПГ из Катара. Сжиженный газ из США при этом Польша в первом квартале этого года не закупала вообще.

Источник: EADaily, 25.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики