Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной

Пятнадцатого мая президент Владимир Путин подписал указ о новой структуре органов исполнительной власти. Из документа следует, что надежды на появление вице-премьера или министерства по делам Арктики не оправдались. Это значит, что борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной.

Наиболее мощным игроком в российской Арктике является альянс «Новатэка» и «Росатома». Эти структуры работают вместе, а отдельные собственники газовой компании имеют давние знакомства с неформальными кураторами атомной отрасли. Но главное — обе компании наиболее заинтересованы в развитии арктических проектов. «Новатэк» уже запустил «Ямал СПГ», а «Атомфлот» строит несколько атомных ледоколов и активно продвигает идею строительства более мощного и широкого ледокола «Лидер». «Новатэк» и «Росатом» выстраивают взаимовыгодное партнерство: строительство СПГ-заводов в районе Обской губы создаст поток грузов по Севморпути, под предлогом сопровождения которых «Росатом» будет строить ледоколы и привлекать госфинансирование под развитие Арктики. 

Другие компании — «Роснефть» и «Газпром», ранее часто заявлявшие о своих планах развивать арктические проекты, последнее время остаются в тени. Упавшие цены на нефть существенно подорвали рентабельность добычных проектов на арктическом шельфе. Да и мировые тенденции изменились, перспективным направлением видится разработка трудноизвлекаемых запасов на суше. Хотя лицензии на шельфовые месторождения «Роснефть» и «Газпром» сдавать не спешат. 

В таких условиях основными оппонентами «Новатэка» и «Росатома» в борьбе за арктические полномочия стали Минтранс и подведомственный ему Росморречфлот. В конце 2017 года «Росатом» пролоббировал передачу себе полномочий по управлению Северным морским путем под предлогом наличия у него атомных ледоколов.

Пока госкорпорация подготовила соответствующий законопроект и создает в своей структуре «Арктический дивизион», Минтранс стремится отбить себе хотя бы часть полномочий. Замминистра транспорта и глава Росморречфлота Виктор Олерский завил, что структуры Минтранса должны сохранить за собой регулятивные функции, в частности выдачу разрешений на прохождение судов через Севморпуть. При этом министерство крайне неудачно нанесло удар по своим оппонентам, попытавшись заблокировать деятельность газовоза «Борис Вилькицкий», который вывозит сжиженный газ с «Ямал СПГ». У судна вышел из строя один из трех азиподов, и российский морской регистр снизил ледовый класс газовоза с Arc7 до Arc4. Это значит, что танкер не может выходить на Севморпуть даже при ледокольной проводке. Но «Борис Вилькицкий» в сопровождении атомного ледокола прошел в Сабетту. Минтранс заявил о нарушении российского законодательства.

Особенностью ситуации стало то, что, в отличие от экс-министра транспорта Максима Соколова, его заместители на время формирования нового правительства не уходят в отставку, поэтому спор с «Атомфлотом» и «Новатэком» ведет действующий чиновник. В итоге «атомно-газовый альянс» стал укреплять свои позиции за счет привлечения на свою сторону разных аппаратных игроков. 23 апреля делегация депутатов Госдумы во главе с Вячеславом Володиным посетила Сабетту. Вернувшись, спикер рассказал Владимиру Путину о конфликте «Ямал СПГ» с Минтрансом, что вызвало жесткую реакцию президента. Таким образом, можно сказать, что, скорее всего, Минтранс битву за «арктические» полномочия проиграл.

Открытым остается вопрос о том, кто станет председателем Госкомиссии по вопросам Арктики вместо ушедшего из правительства Дмитрия Рогозина. Учитывая любовь президента к принципу системы сдержек и противовесов, представителям «Новатэка» и «Росатома» вряд ли удастся провести на должность своего человека. Сомнительно, что комиссию возглавит Юрий Борисов, сменивший Рогозина в должности вице-премьера, так как Сергей Шойгу пролоббировал его исключительно для контроля над ВПК. Но и назначения совершенно нового человека на пост председателя госкомиссии ждать не стоит. Скорее это будет нейтральная фигура, но из проверенных временем персон (такую логику мы увидели при составлении списка вице-премьеров) — таких как Дмитрий Козак или Артур Чилингаров. Это устроило бы и компании, ведь госкомиссия по Арктике не имеет существенных полномочий, главное, чтобы она не мешала. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 26.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики