Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной

Пятнадцатого мая президент Владимир Путин подписал указ о новой структуре органов исполнительной власти. Из документа следует, что надежды на появление вице-премьера или министерства по делам Арктики не оправдались. Это значит, что борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной.

Наиболее мощным игроком в российской Арктике является альянс «Новатэка» и «Росатома». Эти структуры работают вместе, а отдельные собственники газовой компании имеют давние знакомства с неформальными кураторами атомной отрасли. Но главное — обе компании наиболее заинтересованы в развитии арктических проектов. «Новатэк» уже запустил «Ямал СПГ», а «Атомфлот» строит несколько атомных ледоколов и активно продвигает идею строительства более мощного и широкого ледокола «Лидер». «Новатэк» и «Росатом» выстраивают взаимовыгодное партнерство: строительство СПГ-заводов в районе Обской губы создаст поток грузов по Севморпути, под предлогом сопровождения которых «Росатом» будет строить ледоколы и привлекать госфинансирование под развитие Арктики. 

Другие компании — «Роснефть» и «Газпром», ранее часто заявлявшие о своих планах развивать арктические проекты, последнее время остаются в тени. Упавшие цены на нефть существенно подорвали рентабельность добычных проектов на арктическом шельфе. Да и мировые тенденции изменились, перспективным направлением видится разработка трудноизвлекаемых запасов на суше. Хотя лицензии на шельфовые месторождения «Роснефть» и «Газпром» сдавать не спешат. 

В таких условиях основными оппонентами «Новатэка» и «Росатома» в борьбе за арктические полномочия стали Минтранс и подведомственный ему Росморречфлот. В конце 2017 года «Росатом» пролоббировал передачу себе полномочий по управлению Северным морским путем под предлогом наличия у него атомных ледоколов.

Пока госкорпорация подготовила соответствующий законопроект и создает в своей структуре «Арктический дивизион», Минтранс стремится отбить себе хотя бы часть полномочий. Замминистра транспорта и глава Росморречфлота Виктор Олерский завил, что структуры Минтранса должны сохранить за собой регулятивные функции, в частности выдачу разрешений на прохождение судов через Севморпуть. При этом министерство крайне неудачно нанесло удар по своим оппонентам, попытавшись заблокировать деятельность газовоза «Борис Вилькицкий», который вывозит сжиженный газ с «Ямал СПГ». У судна вышел из строя один из трех азиподов, и российский морской регистр снизил ледовый класс газовоза с Arc7 до Arc4. Это значит, что танкер не может выходить на Севморпуть даже при ледокольной проводке. Но «Борис Вилькицкий» в сопровождении атомного ледокола прошел в Сабетту. Минтранс заявил о нарушении российского законодательства.

Особенностью ситуации стало то, что, в отличие от экс-министра транспорта Максима Соколова, его заместители на время формирования нового правительства не уходят в отставку, поэтому спор с «Атомфлотом» и «Новатэком» ведет действующий чиновник. В итоге «атомно-газовый альянс» стал укреплять свои позиции за счет привлечения на свою сторону разных аппаратных игроков. 23 апреля делегация депутатов Госдумы во главе с Вячеславом Володиным посетила Сабетту. Вернувшись, спикер рассказал Владимиру Путину о конфликте «Ямал СПГ» с Минтрансом, что вызвало жесткую реакцию президента. Таким образом, можно сказать, что, скорее всего, Минтранс битву за «арктические» полномочия проиграл.

Открытым остается вопрос о том, кто станет председателем Госкомиссии по вопросам Арктики вместо ушедшего из правительства Дмитрия Рогозина. Учитывая любовь президента к принципу системы сдержек и противовесов, представителям «Новатэка» и «Росатома» вряд ли удастся провести на должность своего человека. Сомнительно, что комиссию возглавит Юрий Борисов, сменивший Рогозина в должности вице-премьера, так как Сергей Шойгу пролоббировал его исключительно для контроля над ВПК. Но и назначения совершенно нового человека на пост председателя госкомиссии ждать не стоит. Скорее это будет нейтральная фигура, но из проверенных временем персон (такую логику мы увидели при составлении списка вице-премьеров) — таких как Дмитрий Козак или Артур Чилингаров. Это устроило бы и компании, ведь госкомиссия по Арктике не имеет существенных полномочий, главное, чтобы она не мешала. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 26.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики