Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Битва альянсов. Кто выиграет борьбу за «арктические полномочия»

Борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной

Пятнадцатого мая президент Владимир Путин подписал указ о новой структуре органов исполнительной власти. Из документа следует, что надежды на появление вице-премьера или министерства по делам Арктики не оправдались. Это значит, что борьба нескольких центров силы за полномочия по управлению Арктическими территориями, Северным морским путем и проектами в регионе сохранится. Участников битвы не так уж и много, но схватка может быть довольно сильной.

Наиболее мощным игроком в российской Арктике является альянс «Новатэка» и «Росатома». Эти структуры работают вместе, а отдельные собственники газовой компании имеют давние знакомства с неформальными кураторами атомной отрасли. Но главное — обе компании наиболее заинтересованы в развитии арктических проектов. «Новатэк» уже запустил «Ямал СПГ», а «Атомфлот» строит несколько атомных ледоколов и активно продвигает идею строительства более мощного и широкого ледокола «Лидер». «Новатэк» и «Росатом» выстраивают взаимовыгодное партнерство: строительство СПГ-заводов в районе Обской губы создаст поток грузов по Севморпути, под предлогом сопровождения которых «Росатом» будет строить ледоколы и привлекать госфинансирование под развитие Арктики. 

Другие компании — «Роснефть» и «Газпром», ранее часто заявлявшие о своих планах развивать арктические проекты, последнее время остаются в тени. Упавшие цены на нефть существенно подорвали рентабельность добычных проектов на арктическом шельфе. Да и мировые тенденции изменились, перспективным направлением видится разработка трудноизвлекаемых запасов на суше. Хотя лицензии на шельфовые месторождения «Роснефть» и «Газпром» сдавать не спешат. 

В таких условиях основными оппонентами «Новатэка» и «Росатома» в борьбе за арктические полномочия стали Минтранс и подведомственный ему Росморречфлот. В конце 2017 года «Росатом» пролоббировал передачу себе полномочий по управлению Северным морским путем под предлогом наличия у него атомных ледоколов.

Пока госкорпорация подготовила соответствующий законопроект и создает в своей структуре «Арктический дивизион», Минтранс стремится отбить себе хотя бы часть полномочий. Замминистра транспорта и глава Росморречфлота Виктор Олерский завил, что структуры Минтранса должны сохранить за собой регулятивные функции, в частности выдачу разрешений на прохождение судов через Севморпуть. При этом министерство крайне неудачно нанесло удар по своим оппонентам, попытавшись заблокировать деятельность газовоза «Борис Вилькицкий», который вывозит сжиженный газ с «Ямал СПГ». У судна вышел из строя один из трех азиподов, и российский морской регистр снизил ледовый класс газовоза с Arc7 до Arc4. Это значит, что танкер не может выходить на Севморпуть даже при ледокольной проводке. Но «Борис Вилькицкий» в сопровождении атомного ледокола прошел в Сабетту. Минтранс заявил о нарушении российского законодательства.

Особенностью ситуации стало то, что, в отличие от экс-министра транспорта Максима Соколова, его заместители на время формирования нового правительства не уходят в отставку, поэтому спор с «Атомфлотом» и «Новатэком» ведет действующий чиновник. В итоге «атомно-газовый альянс» стал укреплять свои позиции за счет привлечения на свою сторону разных аппаратных игроков. 23 апреля делегация депутатов Госдумы во главе с Вячеславом Володиным посетила Сабетту. Вернувшись, спикер рассказал Владимиру Путину о конфликте «Ямал СПГ» с Минтрансом, что вызвало жесткую реакцию президента. Таким образом, можно сказать, что, скорее всего, Минтранс битву за «арктические» полномочия проиграл.

Открытым остается вопрос о том, кто станет председателем Госкомиссии по вопросам Арктики вместо ушедшего из правительства Дмитрия Рогозина. Учитывая любовь президента к принципу системы сдержек и противовесов, представителям «Новатэка» и «Росатома» вряд ли удастся провести на должность своего человека. Сомнительно, что комиссию возглавит Юрий Борисов, сменивший Рогозина в должности вице-премьера, так как Сергей Шойгу пролоббировал его исключительно для контроля над ВПК. Но и назначения совершенно нового человека на пост председателя госкомиссии ждать не стоит. Скорее это будет нейтральная фигура, но из проверенных временем персон (такую логику мы увидели при составлении списка вице-премьеров) — таких как Дмитрий Козак или Артур Чилингаров. Это устроило бы и компании, ведь госкомиссия по Арктике не имеет существенных полномочий, главное, чтобы она не мешала. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 26.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики