Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Набукко» — трубу решили построить, осталось найти газ

«Набукко» — трубу решили построить, осталось найти газ

В Анкаре состоялось подписание межправительственного Соглашения о реализации проекта газопровода «Набукко». Церемония была обставлена пышно и сопровождалась прочувствованными речами. Турецкие СМИ, рассказывая об этом, выражают недоумение: им непонятно, кто будет платить за экономически небесспорный проект, а главное – откуда возьмется для него газ.

Проект «Набукко» оценивается в 8 миллиардов долларов и предполагает транспортировку природного газа в Центральную Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и Румынию. Он рассчитан на ежегодную транспортировку 31 миллиарда кубометров газа. Пока, однако, отсутствуют конкретные договоренности о том, чьим газом, в каких объемах и в какие сроки будет заполняться будущий газопровод, а также об источниках финансирования строительства. Это заметно отличает проект «Набукко» от российского «Южного потока», для которого с самого начала имеются в необходимых объемах и газ, и финансирование. Вот как прокомментировал подписание Соглашения в интервью «Голосу России» специалист по энергетическим вопросам, обозреватель иранского информационного агентства ИРНА Садык Челеби, более 20 лет работающий в Турции.

«Во-первых, просматривается стремление изолировать Россию и Иран, а также не учитывать их мнение при реализации региональных энергетических проектов. Во-вторых, налицо комичная ситуация: газа нет, а о строительстве для него трубопровода подписывают соглашение. Нет и конкретных договоренностей об источниках финансирования данного проекта. Кто будет вкладывать такие огромные инвестиции в проект, экономическая целесообразность которого сомнительна. Конечно, здесь преобладают политические соображения, и подписание Соглашения больше смахивает на политическое шоу».

Российские эксперты комичности в ситуации с «Набукко» не подчеркивают, а просто анализируют цифры. Генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов объясняет:

«Весь газ из Туркмении сегодня уже попадает на рынок Европы. Допустим, Туркмения увеличит добычу, но не забывайте, что она в следующем году пустит газопровод в Китай мощностью 40 млрд кубов. Не может же она увеличить в короткий срок добычу на 150 млрд кубов. Сама Туркмения, конечно, говорит, что может, но когда у нее это не получится, будет уже поздно».

Директор Института нефти и газа Анатолий Дмитриевский считает, что в самой идее диверсификации поставок и строительстве нового газопровода нет ничего неправильного, но заранее сочувствует «Набукко»:

«Газопровод «Набукко» не только создает конкуренцию для российского газа или норвежского, или алжирского, но и сам вступает в конкурентную среду. При конкуренции цена на газ снижается, а для газопровода, который только начинает действовать и которому надо окупать затраты на строительство, это не совсем комфортная ситуация».
5 лет назад, когда «Набукко» задумывался, был расчет наполнить его иранским газом. При нынешних отношениях Запада с Ираном на это, безусловно, рассчитывать не приходится.

Автор: Алексей Черниченко

Источник: Голос России, 14.07.2009

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики