Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подешевеет ли бензин в России? (видео)

Подешевеет ли бензин в России? (видео)

Рост цен на автомобильное топливо в России последние две недели опережает инфляцию примерно в 15 раз. Одновременно быстро росли мировые цены на нефть. Впервые за три с половиной года они были выше 80 долларов за баррель. Однако нет прямой связи между нефтяными котировками и ценами на заправках, уверены эксперты. Подробнее смотрите в сюжете программы «Вместе выгодно».

«Последние полгода потребление топлива выросло на 3,2%. За это же время производство топлива упало на 2%. Спрос превышает предложение. Мы на грани дефицита на внутреннем рынке. Спасает нас государственное регулирование – давление на производителей бензина. И то, что большую часть бензина производят госкомпании «Газпром-нефть» и «Роснефть», – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Несколько лет подряд потребление моторного топлива в России снижалось. Нефтяники активно наращивали экспорт излишек. Теперь ситуация на внутреннем рынке изменилась. Но направлять обратно в Россию то, что шло за рубеж, не было стимулов – пока рублевые цены не выросли. Только в мае литр бензина подорожал примерно на два рубля. Но и эти цены по-прежнему самые низкие в Европе.

«Рост цен был меньше, чем уровень инфляции. И вот это накопленное, по сути, отставание, сейчас и сыграло. И плюс к этому нефтяники не хотели повышать цены на топливо еще в преддверии выборов. То есть электоральный цикл всегда накладывает определенные ограничения на рынок. И потом ускоренно начинают цены расти», – говорит преподаватель Финансового университета при правительстве Игорь Юшков.

Снижение акцизов – это минус примерно два с половиной рубля с литра топлива. Но эксперты и чиновники уже сейчас говорят, что цен на бензин ниже, чем сейчас, все равно не будет.

«Они ни сколько не снизятся. Они просто перестанут расти. Потому что мы имеем значительный потенциал роста, связанный с тем, что цены низкие, и маржа, прибыль производителя и продавца бензина ничтожны или отрицательны сейчас», – говорит Танкаев.

Снижение акциза произойдет с 1 июля. До этого момента сдерживать цены будет только конкуренция между поставщиками топлива. В России она низкая, а значит, не исключен и новый всплеск цен.

«Это разогревает инфляционные ожидания. Все относятся к этому так: смотрите, бензин подорожал, может, и мы сможем поднять цену на свою продукцию. Мы что, хуже что ли? И начинается такая цепная реакция. И в результате общий уровень инфляции естественно растет», – говорит директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

Бюджет РФ недополучит 140 миллиардов рублей из-за снижения акцизов, подсчитали в Минфине. Однако если позволить топливу сильно дорожать, потери и для бюджета, и для экономики в целом могут быть выше.

«Если у нас цены перестанут расти, а при этом покупательная способность населения расти будет, то объемы потребления увеличатся. Соответственно увеличатся и налоги, которые приходят от продажи бензина и дизельного топлива. И увеличение может быть очень значительным. Совсем не факт, что мы получим картину выпадающих доходов. Очень может быть, что мы получим добавку к бюджетным доходам, а не их снижение», – говорит Танкаев.

Стоимость продуктов питания зависит от топливных цен сильнее, чем других товаров. И в посевную, и в уборочную аграрии расходуют большое количество моторного топлива. Однако эта проблема давно не новая для правительства, и роста продовольственной инфляции эксперты не прогнозируют.

«Есть определенная квота от компаний, которую государство предоставляет, чтобы они продавали дизельное топливо по фиксированной цене. То есть в рамках поддержки сельского хозяйства есть такая программа, когда они не на рынке, не на заправку трактор едет, а они специально, компании привозят дизельное топливо по специальным ценам», – говорит Юшков.

Осенью правительство будет решать: чем возместить выпадающие доходы казны из-за снижения акцизов. В худшем случае это будут займы. В лучшем – дополнительные доходы из-за роста экономики. Незапланированные поступления от высоких мировых цен на нефть запрещает тратить «бюджетное правило». Эти деньги пойдут в резервы.

Источник: МИР24, 28.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики