Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

"Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

Владимир Путин велел завершить наконец налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он был начат в 2015-м, должен был быть закончен еще в прошлом году, но реформа забуксовала из-за противостояния нефтяников и Минфина.

Sobesednik.ru писал, что цены на бензин в России выросли за неделю почти на рубль. Кому принесут выгоду затеянные изменения, обсуждаем с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым:

— Бензин подешевеет в итоге?

— Скорее подорожает. Если, конечно, власти ничего другого не предпримут, чтобы компенсировать его цену.

Смысл налогового маневра — наполнить бюджет. По сути есть две точки, где государство забирает деньги с нефтянки: когда нефть достали из-под земли (налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ) и когда сырую нефть вывозят за рубеж (экспортные пошлины). Другая половина добытой нефти перерабатывается на российских НПЗ, для которых сырье — дешевое. Значит, можно сделать и дешевое топливо внутри страны.

— Не такое уж оно и дешевое...

— Это связано с тем, что мы приняли модель, когда компания должна иметь равнодоходность — что на внутреннем, что на внешнем рынке. Большой вопрос, почему мы вообще должны были принимать такую модель: у нас нефти много, а у Франции, скажем, ее нет. Так почему у нас должно быть одинаково?

Мы сейчас по добыче на первом месте, Саудовская Аравия — на втором, американцы — на третьем, через несколько лет собираются выйти на первое. Так что здесь еще и большой вопрос к политике нашего государства по обеспечению внутреннего рынка энергоресурсами вообще (и газом, и нефтью). Но это уже другая тема.

— Так чем же налоговый маневр ухудшит ситуацию?

— Он предполагает постепенное сокращение экспортной пошлины. Нас все время к этому подталкивает еще и ВТО: раз Россия вступила туда, значит, не должно быть торговых барьеров. А вся нагрузка ляжет на скважину: НДПИ планируют повысить (налоги-то в ВТО не запрещены). Таким образом для нефтяников нефть станет дорогой. В итоге в бюджет поступит больше денег, но нефтяники перенесут эту нагрузку в стоимость конечного продукта — в топливо. 

А модель, когда у нас есть и НДПИ, и экспортная пошлина, позволяет внутри страны делать цены на топливо меньше, чем за рубежом. Тем самым власти стимулировали компании, чтобы они развивали здесь переработку, строили современные НПЗ, проводили техническое перевооружение и продавали продукты здесь. Сейчас, повторяю, сделан выбор в пользу наполнения бюджета.

— Так ли уж велика эта прибавка? Стоит ли овчинка выделки?

— Государство, бесспорно, получит гораздо больше, чем сейчас. Считайте: оно брало НДПИ с 547 млн т нефти (столько добыли в 2017-м), а экспортную пошлину — лишь с половины этого объема, то есть примерно с 250 млн тонн. При новой схеме в бюджет пойдут налоги со всех 547 млн тонн.

— Но ведь акцизы обещают снизить. Это не уравновесит?

— Немного. Но эти сборы шли в региональные бюджеты. То есть регионы лишатся этих поступлений (а на них строятся дороги), и надо будет им переводить деньги из федерального бюджета.

К тому же понижают акцизы пока только на полгода: в начале 2018-го бензин существенно подорожал, и сразу — рост недовольства среди россиян, вопросы, почему это происходит... Власти пошли на то, чтобы снизить акцизы. Что будет дальше, непонятно: будут ли вводить отрицательные пошлины, чтобы топливо для россиян стоило меньше, чем за рубежом? Общий фон такой: налоговый маневр государство будет все же заканчивать, все перекладывать на скважину. Значит, нефть подорожает, бензин подорожает...

— Но если все убытки компании переложат на нас, потребителей, почему нефтяники так противились этому налоговому маневру?

— У каждого — своя задача. У Минфина — наполнить бюджет (и в идеале, как шутят, ничего никому из него не давать). Нефтяникам же прежняя система была выгоднее, чем сейчас, когда они будут гораздо больше налогов отдавать в виде НДПИ, при этом цену на внутреннем рынке им поднимать если и разрешат, то ненамного. Следовательно, рентабельность их работы станет значительно меньше. То есть маневр бьет по экономике их компаний. Раньше, даже работая на внутреннем рынке, они брали прибыль. Теперь получается перераспределение этой прибыли — часть этих денег они так или иначе передадут в бюджет.

— Выходит, всем придется затянуть пояса?

— Не все так уж однозначно: люди видят цену на заправке, и все. Начинают возмущаться. А компенсацию они никогда не видят, да и не хотят ее видеть. Между тем она есть. Ведь ситуация-то сложнее, чем просто рост цен на бензин. Они не хотят видеть, что бюджет таким образом наполнится больше. А из него они получают социальные услуги, бюджетники — зарплату, которая медленно, но все же повышается. А раз она повышается, их жизнь становится чуть лучше... 

Автор: Елена Скворцова

Источник: Собеседник, 29.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики