Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

"Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

Владимир Путин велел завершить наконец налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он был начат в 2015-м, должен был быть закончен еще в прошлом году, но реформа забуксовала из-за противостояния нефтяников и Минфина.

Sobesednik.ru писал, что цены на бензин в России выросли за неделю почти на рубль. Кому принесут выгоду затеянные изменения, обсуждаем с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым:

— Бензин подешевеет в итоге?

— Скорее подорожает. Если, конечно, власти ничего другого не предпримут, чтобы компенсировать его цену.

Смысл налогового маневра — наполнить бюджет. По сути есть две точки, где государство забирает деньги с нефтянки: когда нефть достали из-под земли (налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ) и когда сырую нефть вывозят за рубеж (экспортные пошлины). Другая половина добытой нефти перерабатывается на российских НПЗ, для которых сырье — дешевое. Значит, можно сделать и дешевое топливо внутри страны.

— Не такое уж оно и дешевое...

— Это связано с тем, что мы приняли модель, когда компания должна иметь равнодоходность — что на внутреннем, что на внешнем рынке. Большой вопрос, почему мы вообще должны были принимать такую модель: у нас нефти много, а у Франции, скажем, ее нет. Так почему у нас должно быть одинаково?

Мы сейчас по добыче на первом месте, Саудовская Аравия — на втором, американцы — на третьем, через несколько лет собираются выйти на первое. Так что здесь еще и большой вопрос к политике нашего государства по обеспечению внутреннего рынка энергоресурсами вообще (и газом, и нефтью). Но это уже другая тема.

— Так чем же налоговый маневр ухудшит ситуацию?

— Он предполагает постепенное сокращение экспортной пошлины. Нас все время к этому подталкивает еще и ВТО: раз Россия вступила туда, значит, не должно быть торговых барьеров. А вся нагрузка ляжет на скважину: НДПИ планируют повысить (налоги-то в ВТО не запрещены). Таким образом для нефтяников нефть станет дорогой. В итоге в бюджет поступит больше денег, но нефтяники перенесут эту нагрузку в стоимость конечного продукта — в топливо. 

А модель, когда у нас есть и НДПИ, и экспортная пошлина, позволяет внутри страны делать цены на топливо меньше, чем за рубежом. Тем самым власти стимулировали компании, чтобы они развивали здесь переработку, строили современные НПЗ, проводили техническое перевооружение и продавали продукты здесь. Сейчас, повторяю, сделан выбор в пользу наполнения бюджета.

— Так ли уж велика эта прибавка? Стоит ли овчинка выделки?

— Государство, бесспорно, получит гораздо больше, чем сейчас. Считайте: оно брало НДПИ с 547 млн т нефти (столько добыли в 2017-м), а экспортную пошлину — лишь с половины этого объема, то есть примерно с 250 млн тонн. При новой схеме в бюджет пойдут налоги со всех 547 млн тонн.

— Но ведь акцизы обещают снизить. Это не уравновесит?

— Немного. Но эти сборы шли в региональные бюджеты. То есть регионы лишатся этих поступлений (а на них строятся дороги), и надо будет им переводить деньги из федерального бюджета.

К тому же понижают акцизы пока только на полгода: в начале 2018-го бензин существенно подорожал, и сразу — рост недовольства среди россиян, вопросы, почему это происходит... Власти пошли на то, чтобы снизить акцизы. Что будет дальше, непонятно: будут ли вводить отрицательные пошлины, чтобы топливо для россиян стоило меньше, чем за рубежом? Общий фон такой: налоговый маневр государство будет все же заканчивать, все перекладывать на скважину. Значит, нефть подорожает, бензин подорожает...

— Но если все убытки компании переложат на нас, потребителей, почему нефтяники так противились этому налоговому маневру?

— У каждого — своя задача. У Минфина — наполнить бюджет (и в идеале, как шутят, ничего никому из него не давать). Нефтяникам же прежняя система была выгоднее, чем сейчас, когда они будут гораздо больше налогов отдавать в виде НДПИ, при этом цену на внутреннем рынке им поднимать если и разрешат, то ненамного. Следовательно, рентабельность их работы станет значительно меньше. То есть маневр бьет по экономике их компаний. Раньше, даже работая на внутреннем рынке, они брали прибыль. Теперь получается перераспределение этой прибыли — часть этих денег они так или иначе передадут в бюджет.

— Выходит, всем придется затянуть пояса?

— Не все так уж однозначно: люди видят цену на заправке, и все. Начинают возмущаться. А компенсацию они никогда не видят, да и не хотят ее видеть. Между тем она есть. Ведь ситуация-то сложнее, чем просто рост цен на бензин. Они не хотят видеть, что бюджет таким образом наполнится больше. А из него они получают социальные услуги, бюджетники — зарплату, которая медленно, но все же повышается. А раз она повышается, их жизнь становится чуть лучше... 

Автор: Елена Скворцова

Источник: Собеседник, 29.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики