Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена вопроса: Казахстан хочет "выехать" на своем бензине за счет российского

Цена вопроса: Казахстан хочет "выехать" на своем бензине за счет российского

Закрытие Казахстаном своего рынка для российского бензина вызвано опасениями, что собственное сырье из-за разницы в ценах будет уходить в Россию. Сама же мера на цены на российском рынке никак не повлияет, уверен преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Казахстан может запретить ввоз на территорию страны бензина из России железнодорожным транспортом. Ограничение могут ввести на три месяца.  

Приказ о запрете издал министр энергетики Канат Бозумбаев. В Евразийскую экономическую комиссию будет направлено по этому случаю уведомление, сам приказ вступит в силу спустя 10 дней после официальной публикации, пишет местное издание Nur.

Решение же будет принято 6 июня после публичных обсуждений.

Ранее, в апреле, Бозумбаев говорил о том, что в Казахстане наблюдается избыток автомобильного топлива. 

В мае министр, комментируя разницу в ценах в России и в Казахстане ("Там - в России - цена в какой-то степени выше"), отмечал, что "цены должны рынком колебаться, они все время должны быть на грани, чтобы выгодно было продавать здесь и чтобы он не ушел в Россию".

"И в то же время чтобы российский бензин тоже мог сюда заходить и чтобы была конкуренция", - добавил глава ведомства. 

Казахстан боится перетоков

Казахстан провел модернизацию своих НПЗ и планирует загрузить, чтобы именно оттуда шел на рынок бензин и дизель, говорит Игорь Юшков. Действительно, это частичное закрытие рынка - чтобы к ним не поступал российский бензин и и не конкурировал с этими модернизированными предприятиями. Присутствие российского топлива с учетом избытка собственного даст серьезные излишки, что повышает риски.

"Соблазн отправить казахстанский бензин в Россию - из-за разницы цен - велик, все поставщики, конечно, хотят заработать, и если это случится, в Казахстане возникнет дефицит, и вплоть до того, пока у нас не установится паритет по ценам, будут иметь место такие перетоки. Казахи и пытаются по этой причине закрыться от российского рынка", - пояснил эксперт.

Вопрос в том, насколько Казахстан может делать так с формальной точки зрения - у нас все-таки ЕАЭС, открытое, единое движение товаров и услуг, и, по идее, и должен быть нормальный переток. При этом ясно, что все в любом случае защищают свои рынки, отметил Юшков.

Нынешнее возможное закрытие казахстанского рынка он считает на самом деле временным: "В июле у нас должны быть введены понижающие акцизы на топливо, цены могут снизиться, и Казахстану будет нечего опасаться. Думаю, заявленные ими три месяца - как раз срок, за который они рассчитывают, что ситуация выправится". 

Решение Астаны на внутренние цены в России, конечно, не повлияет, добавил Игорь Юшков

Внятная модель сдерживания

Что до самого роста цен на российском рынке, имеющего место в последнее время, на есть очевидные причины. Главная - отсутствие внятной модели сдерживания цен. 

"В долгосрочной перспективе нефть все равно будет дорожать. На ПМЭФ нам объявили, что будет закончен налоговый маневр в нефтяной отрасли. Нагрузка с экспортной пошлины будет переходить на НДПИ, на скважины, а значит, нефть как сырье для российских НПЗ будет дорожать. Пока государство в долгосрочной перспективе не выработает некую модель сдерживания цен на рынке, будет сохраняться тренд к подорожанию топлива на внутреннем рынке и такими пожарными методами, как текущее снижение акцизов, можно будет затушить лишь всплески", - указал эксперт.  

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 30.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики