Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Как стало известно, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов отказался приехать на предстоящую 18 июля встречу лидеров стран постсоветского пространства и СНГ в Москву. Фактически Ашхабад демонстрирует имеющиеся у него серьезные претензии к России. Показательно, что помимо Бердымухаммедова на встречу, как планируется, не приедет только президент Украины, с которым у Москвы темы для переговоров в позитивном настрое практически полностью отсутствуют.

Попытки официальных представителей из Ашхабада и Москвы закамуфлировать последние скандалы разговорами о намерении продолжать «дружеские» отношения, не должны вводить в заблуждение. На самом деле объем накопленных противоречий между двумя странами и взаимных претензий может в перспективе весьма серьезно сказаться на нынешнем формате энергетического бизнеса в ЦАР, а также повлиять на добычную и экспортную стратегию «Газпрома».

Ведь именно Туркмения является основным продавцом газа в Центральной Азии, долгие годы страховавшим российскую газовую монополию, обремененную крупными объемами экспортных обязательств по «голубому топливу». Однако постепенно цена за «туркменскую лояльность» стала расти, и чтобы предотвратить уход туркменского газа «на сторону» (в ЕС или КНР) Москва была вынуждена согласиться на резкое повышение закупочной цены. И если в период экономического роста это было ещё допустимо, то в период кризиса, с резким падением спроса на энергоносители и европейских цен на газ, платить Туркмении по 300 долларов на тысячу кубов в 2009 году стало совсем странно. Неудивительно, что в итоге закупки газа прекратились, а нового соглашения по цене так до сих пор и нет.

Ашхабад, как и следовало ожидать, применил в ответ свое долго готовившееся оружие — стал уже не просто заявлять о готовности продавать газ другим клиентам, но и стал подписывать документы. В итоге газопровод в Китай на 40 млрд кубов в год начнет работу уже через несколько месяцев. Переговоры же по Nabucco ещё идут, но на этот раз Бердымухаммедов прямо заявил, что Туркмения примет участие в этом проекте.

И хотя никакого реального стратегического поражения Москвы в связи с продвижением Nabucco нет (он вовсе не снимает зависимость Европы от поставок российского газа, в лучшем случае лишь немного её смягчает), ситуация с Туркменией заставляет вновь задуматься об оправданности нынешней российского политики в ЦАР. Местные элиты слишком озабочены своей независимостью, чтобы можно было безусловно обязать их поставлять газ только России. Монополия закупок экспортного газа в ЦАР «Газпромом» неизбежно рухнет в ближайшие годы. И тут возникает второй вопрос — о характере нынешних российско-европейских отношений. Ведь если бы ЕС и РФ не устраивали перманентные скандалы с обвинениями друг друга, а договорились сотрудничать по всему спектру энергетической политики и по строительству новых трубопроводов в частности, можно было бы не допустить, чтобы туркменский и прочий газ из ЦАР уходил в Китай.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики