Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Как стало известно, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов отказался приехать на предстоящую 18 июля встречу лидеров стран постсоветского пространства и СНГ в Москву. Фактически Ашхабад демонстрирует имеющиеся у него серьезные претензии к России. Показательно, что помимо Бердымухаммедова на встречу, как планируется, не приедет только президент Украины, с которым у Москвы темы для переговоров в позитивном настрое практически полностью отсутствуют.

Попытки официальных представителей из Ашхабада и Москвы закамуфлировать последние скандалы разговорами о намерении продолжать «дружеские» отношения, не должны вводить в заблуждение. На самом деле объем накопленных противоречий между двумя странами и взаимных претензий может в перспективе весьма серьезно сказаться на нынешнем формате энергетического бизнеса в ЦАР, а также повлиять на добычную и экспортную стратегию «Газпрома».

Ведь именно Туркмения является основным продавцом газа в Центральной Азии, долгие годы страховавшим российскую газовую монополию, обремененную крупными объемами экспортных обязательств по «голубому топливу». Однако постепенно цена за «туркменскую лояльность» стала расти, и чтобы предотвратить уход туркменского газа «на сторону» (в ЕС или КНР) Москва была вынуждена согласиться на резкое повышение закупочной цены. И если в период экономического роста это было ещё допустимо, то в период кризиса, с резким падением спроса на энергоносители и европейских цен на газ, платить Туркмении по 300 долларов на тысячу кубов в 2009 году стало совсем странно. Неудивительно, что в итоге закупки газа прекратились, а нового соглашения по цене так до сих пор и нет.

Ашхабад, как и следовало ожидать, применил в ответ свое долго готовившееся оружие — стал уже не просто заявлять о готовности продавать газ другим клиентам, но и стал подписывать документы. В итоге газопровод в Китай на 40 млрд кубов в год начнет работу уже через несколько месяцев. Переговоры же по Nabucco ещё идут, но на этот раз Бердымухаммедов прямо заявил, что Туркмения примет участие в этом проекте.

И хотя никакого реального стратегического поражения Москвы в связи с продвижением Nabucco нет (он вовсе не снимает зависимость Европы от поставок российского газа, в лучшем случае лишь немного её смягчает), ситуация с Туркменией заставляет вновь задуматься об оправданности нынешней российского политики в ЦАР. Местные элиты слишком озабочены своей независимостью, чтобы можно было безусловно обязать их поставлять газ только России. Монополия закупок экспортного газа в ЦАР «Газпромом» неизбежно рухнет в ближайшие годы. И тут возникает второй вопрос — о характере нынешних российско-европейских отношений. Ведь если бы ЕС и РФ не устраивали перманентные скандалы с обвинениями друг друга, а договорились сотрудничать по всему спектру энергетической политики и по строительству новых трубопроводов в частности, можно было бы не допустить, чтобы туркменский и прочий газ из ЦАР уходил в Китай.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики