Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Как стало известно, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов отказался приехать на предстоящую 18 июля встречу лидеров стран постсоветского пространства и СНГ в Москву. Фактически Ашхабад демонстрирует имеющиеся у него серьезные претензии к России. Показательно, что помимо Бердымухаммедова на встречу, как планируется, не приедет только президент Украины, с которым у Москвы темы для переговоров в позитивном настрое практически полностью отсутствуют.

Попытки официальных представителей из Ашхабада и Москвы закамуфлировать последние скандалы разговорами о намерении продолжать «дружеские» отношения, не должны вводить в заблуждение. На самом деле объем накопленных противоречий между двумя странами и взаимных претензий может в перспективе весьма серьезно сказаться на нынешнем формате энергетического бизнеса в ЦАР, а также повлиять на добычную и экспортную стратегию «Газпрома».

Ведь именно Туркмения является основным продавцом газа в Центральной Азии, долгие годы страховавшим российскую газовую монополию, обремененную крупными объемами экспортных обязательств по «голубому топливу». Однако постепенно цена за «туркменскую лояльность» стала расти, и чтобы предотвратить уход туркменского газа «на сторону» (в ЕС или КНР) Москва была вынуждена согласиться на резкое повышение закупочной цены. И если в период экономического роста это было ещё допустимо, то в период кризиса, с резким падением спроса на энергоносители и европейских цен на газ, платить Туркмении по 300 долларов на тысячу кубов в 2009 году стало совсем странно. Неудивительно, что в итоге закупки газа прекратились, а нового соглашения по цене так до сих пор и нет.

Ашхабад, как и следовало ожидать, применил в ответ свое долго готовившееся оружие — стал уже не просто заявлять о готовности продавать газ другим клиентам, но и стал подписывать документы. В итоге газопровод в Китай на 40 млрд кубов в год начнет работу уже через несколько месяцев. Переговоры же по Nabucco ещё идут, но на этот раз Бердымухаммедов прямо заявил, что Туркмения примет участие в этом проекте.

И хотя никакого реального стратегического поражения Москвы в связи с продвижением Nabucco нет (он вовсе не снимает зависимость Европы от поставок российского газа, в лучшем случае лишь немного её смягчает), ситуация с Туркменией заставляет вновь задуматься об оправданности нынешней российского политики в ЦАР. Местные элиты слишком озабочены своей независимостью, чтобы можно было безусловно обязать их поставлять газ только России. Монополия закупок экспортного газа в ЦАР «Газпромом» неизбежно рухнет в ближайшие годы. И тут возникает второй вопрос — о характере нынешних российско-европейских отношений. Ведь если бы ЕС и РФ не устраивали перманентные скандалы с обвинениями друг друга, а договорились сотрудничать по всему спектру энергетической политики и по строительству новых трубопроводов в частности, можно было бы не допустить, чтобы туркменский и прочий газ из ЦАР уходил в Китай.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики