Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Нефтяные компании пообещали правительству остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Вице-премьер Дмитрий Козак в ответ на заседании с ними сообщил о снижении акцизов до 1 июля. Эксперты полагают, что рост цен на бензин остановится и при давлении властей они могут даже немного снизиться. Однако продолжение налогового маневра правительства и отсутствие защитного механизма говорят о том, что в дальнейшем цены на топливо в России будут расти, считают они.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя цена бензина марки АИ-95 в России подросла до 43,6 рублей. В июне прошлого года, по данным Росстата, она составляла 39,9 рублей. Основной скачок произошел в последнее время, поэтому вызвал шум на рынке. В Росстате сообщили, что по сравнению с мартом оптовая стоимость бензина в апреле выросла на 13%.

«Причин подорожания бензина несколько, — говорит глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. — Первая — рост мировых цен на нефть. Компании все равно рассчитывают внутренние цены по системе net-back и нефтяные котировки давят на стоимость. Вторая причина — акцизы, которые правительство повысило опережающими темпами». Эксперт отмечает, что власти сделали это еще в начале года, перед выборами. «Однако на цены на бензин сработал сдерживающий фактор, который в апреле исчез. Поэтому в последние месяцы мы и увидели, как на цену повлияли все причины сразу», — говорит Марсель Салихов.

Также аналитики замечают, что курс рубля не укрепляется вместе с ростом стоимости нефти, что также влияет на стоимость бензина. «На цену бензина влияет курс рубля, который уже не так зависит от цены на нефть. В последние годы на него влияли и другие факторы. Например, приток инвестиций в страну. Санкции привели к их оттоку. Поэтому курс рубля не укреплялся пропорционально росту цены на нефть, которая по-прежнему является фундаментальной величиной для российской валюты», — объясняет Марсель Салихов.

Сегодня бензин и дизельное топливо стоят дороже, чем в России, даже в небогатой Украине. Например, сегодня средняя цена бензина АИ-95 на украинских АЗС составляла 72 рубля. Поэтому часть экспертов заявила, что причиной роста цен на нефть стало и увеличение экспорта топлива из России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) даже предупредила «Роснефть» по поводу снижения объемов продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке и обязала обеспечить их устойчивую поставку в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России, сообщал «Интерфакс». По данным Росстата, по сравнению с первым кварталом прошлого года экспорт бензина январе-марте вырос на 13,5%, а дизельного топлива — на 2,9%.

«Нынешний дефицит имеет системные причины, о которых компания предупреждала еще два года назад. Налоговый маневр создал систему, которая стимулирует экспорт сырья при снижении производства нефтепродуктов. На это накладывается рост налоговой нагрузки: акцизы только за этот год выросли на 7%, а налоговая составляющая в цене составляет 70%», — заявил RNS официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. 

По словам Марселя Салихова, налоги в каждом литре бензина занимают сегодня больше 20 рублей. «8 рублей — акциз, 6 рублей — НДС, 5−6 рублей — НДПИ, плюс дополнительные налоги», — объясняет он.

В любом случае, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков, у правительства нет сегодня защитных механизмов против роста цен на бензин, власти не могут регулировать их и кардинально не готовы поступаться налоговыми поступлениями. Поэтому, если нефть не будет дешеветь, в дальнейшем россиянам надо готовиться к подорожанию топлива.

«С одной стороны, в правительстве заявили о понижающих акцизах. С другой, они будут действовать полгода и на Петербургском международном экономическом форуме объявили, что налоговый маневр будет продолжаться. То есть к 2024 году правительство планирует отменить экспортные пошлины на нефть и вся налоговая нагрузка ляжет на „скважину“ в виде увеличения НДПИ, — говорит эксперт. — Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выравняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят».

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов также считает, что, скорее всего, цены на бензин будут расти в долгосрочной перспективе. «Сейчас же снижение акцизов остановит рост цен, но вряд ли их снизит. Уже сейчас независимые переработчики работают в убыток и облегчение налоговой нагрузки позволит удержать цены лишь на нынешнем уровне», — говорит Марсель Салихов.

«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру», — заявил президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. В письме к вице-премьеру Дмитрию Козаку, опубликованном на сайте РТС, он написал, что для снижения цен на моторное топливо и исключения дальнейшего роста розничных цен необходимо срочно снизить экспортный паритет и увеличить объемы поставок моторного топлива на внутренний рынок и биржу.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что цены на бензин могут снизиться после прямой линии с президентом России, которая состоится 7 июня. «Если нефтяники согласятся пойти на снижение сейчас, то признают, таким образом, что завышали цены. Если же они это сделают после заявления главы государства, то тогда они смогут объяснить свой поступок социальной ответственностью», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 31.05.2018

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики