Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Нефтяные компании пообещали правительству остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Вице-премьер Дмитрий Козак в ответ на заседании с ними сообщил о снижении акцизов до 1 июля. Эксперты полагают, что рост цен на бензин остановится и при давлении властей они могут даже немного снизиться. Однако продолжение налогового маневра правительства и отсутствие защитного механизма говорят о том, что в дальнейшем цены на топливо в России будут расти, считают они.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя цена бензина марки АИ-95 в России подросла до 43,6 рублей. В июне прошлого года, по данным Росстата, она составляла 39,9 рублей. Основной скачок произошел в последнее время, поэтому вызвал шум на рынке. В Росстате сообщили, что по сравнению с мартом оптовая стоимость бензина в апреле выросла на 13%.

«Причин подорожания бензина несколько, — говорит глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. — Первая — рост мировых цен на нефть. Компании все равно рассчитывают внутренние цены по системе net-back и нефтяные котировки давят на стоимость. Вторая причина — акцизы, которые правительство повысило опережающими темпами». Эксперт отмечает, что власти сделали это еще в начале года, перед выборами. «Однако на цены на бензин сработал сдерживающий фактор, который в апреле исчез. Поэтому в последние месяцы мы и увидели, как на цену повлияли все причины сразу», — говорит Марсель Салихов.

Также аналитики замечают, что курс рубля не укрепляется вместе с ростом стоимости нефти, что также влияет на стоимость бензина. «На цену бензина влияет курс рубля, который уже не так зависит от цены на нефть. В последние годы на него влияли и другие факторы. Например, приток инвестиций в страну. Санкции привели к их оттоку. Поэтому курс рубля не укреплялся пропорционально росту цены на нефть, которая по-прежнему является фундаментальной величиной для российской валюты», — объясняет Марсель Салихов.

Сегодня бензин и дизельное топливо стоят дороже, чем в России, даже в небогатой Украине. Например, сегодня средняя цена бензина АИ-95 на украинских АЗС составляла 72 рубля. Поэтому часть экспертов заявила, что причиной роста цен на нефть стало и увеличение экспорта топлива из России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) даже предупредила «Роснефть» по поводу снижения объемов продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке и обязала обеспечить их устойчивую поставку в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России, сообщал «Интерфакс». По данным Росстата, по сравнению с первым кварталом прошлого года экспорт бензина январе-марте вырос на 13,5%, а дизельного топлива — на 2,9%.

«Нынешний дефицит имеет системные причины, о которых компания предупреждала еще два года назад. Налоговый маневр создал систему, которая стимулирует экспорт сырья при снижении производства нефтепродуктов. На это накладывается рост налоговой нагрузки: акцизы только за этот год выросли на 7%, а налоговая составляющая в цене составляет 70%», — заявил RNS официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. 

По словам Марселя Салихова, налоги в каждом литре бензина занимают сегодня больше 20 рублей. «8 рублей — акциз, 6 рублей — НДС, 5−6 рублей — НДПИ, плюс дополнительные налоги», — объясняет он.

В любом случае, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков, у правительства нет сегодня защитных механизмов против роста цен на бензин, власти не могут регулировать их и кардинально не готовы поступаться налоговыми поступлениями. Поэтому, если нефть не будет дешеветь, в дальнейшем россиянам надо готовиться к подорожанию топлива.

«С одной стороны, в правительстве заявили о понижающих акцизах. С другой, они будут действовать полгода и на Петербургском международном экономическом форуме объявили, что налоговый маневр будет продолжаться. То есть к 2024 году правительство планирует отменить экспортные пошлины на нефть и вся налоговая нагрузка ляжет на „скважину“ в виде увеличения НДПИ, — говорит эксперт. — Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выравняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят».

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов также считает, что, скорее всего, цены на бензин будут расти в долгосрочной перспективе. «Сейчас же снижение акцизов остановит рост цен, но вряд ли их снизит. Уже сейчас независимые переработчики работают в убыток и облегчение налоговой нагрузки позволит удержать цены лишь на нынешнем уровне», — говорит Марсель Салихов.

«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру», — заявил президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. В письме к вице-премьеру Дмитрию Козаку, опубликованном на сайте РТС, он написал, что для снижения цен на моторное топливо и исключения дальнейшего роста розничных цен необходимо срочно снизить экспортный паритет и увеличить объемы поставок моторного топлива на внутренний рынок и биржу.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что цены на бензин могут снизиться после прямой линии с президентом России, которая состоится 7 июня. «Если нефтяники согласятся пойти на снижение сейчас, то признают, таким образом, что завышали цены. Если же они это сделают после заявления главы государства, то тогда они смогут объяснить свой поступок социальной ответственностью», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 31.05.2018

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики