Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Турецкий поток" через Болгарию пройдет на "железных" обязательствах Софии

"Турецкий поток" через Болгарию пройдет на "железных" обязательствах Софии

Предварительное заявление Владимира Путина, что "Турецкий поток" может пройти через Болгарию должно быть подкреплено "железными" гарантиями Софии. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"История с продолжением "Турецкого потока" через Болгарию явно стала неожиданной для всех и развивается в интересном ключе. Стоит вспомнить, что в 2014 году болгары "проспали" свое счастье, которое предполагало прокладку по территории страны газопровода "Южный поток" в 63 млрд кубометров. параллельно подразумевались фантастические скидки на газ и существенные прибыли за транзит. От всего этого София под давлением США и ЕС отказалась.

Сейчас они фактически каются, просят прощения и возобновления проекта, просят некий "Болгарский поток". Однако в инвестиционном соглашении с Анкарой по "Турецкому потоку" прописано, что транзитная нитка газопровода пройдет к границе Греции. Судя по словам президента РФ, пока Болгария может рассчитывать лишь на продолжение "Турецкого потока" по своей территории, после чего труба пойдет через Сербию и Венгрию в Австрию. Отдельный плюс для России – это даст возможность "запитать" ряд государств Восточной Европы, полностью "аннулировав" украинскую газотранспортную систему", - отмечает специалист. 

Президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с премьером Болгарии Бойко Борисовым заявил, что вопрос транспортировки газа "Турецкого потока" в Европу через Болгарию "прорабатывается в практическом плане" с Анкарой и Софией. Российский лидер добавил: пока конкретных договоренностей по строительству ответвления. "Невозможно реализовывать, не имея определенных гарантий Еврокомиссии, самой Болгарии, учитывая предыдущий опыт. Этот проект интересен и самим болгарам, и Москве, поэтому работа уже будет вестись в прикладном плане", - сказал президент РФ.

"Маршрут через Болгарию, безусловно, намного выгоднее, чем тот, что предполагал прокладку труб через Грецию в Италию – проект "Посейдон". Болгарский вариант предполагает, что Россия сможет охватить поставками Сербию, Венгрию, Молдавию и Румынию. Последние два государства сейчас получают газ по украинскому маршруту.

Политика "Газпрома" – максимально диверсифицировать поставки, чтобы не зависеть от какого-то одного пути поставок. Если по техническим или политическим причинам украинский газопровод окажется перекрытым, ряд клиентов России пострадают. Болгарский маршрут снимает эту проблему. А если продолжать логические выводы, то газопровод через Болгарию в конечном итоге вовсе сделает маршрут поставок через Украину "запасным" или попросту ненужным", - подчеркивает аналитик.

Надежные гарантии

Проект "Южного потока", когда труба из России должна была пройти по дну Черного моря в Болгарию, чтобы обеспечить газом целый ряд стран, София сорвала. Строительство газопровода началось 7 декабря 2012 года и по плану должно было закончиться в 2015-м, но Болгария объявила в последний момент, что не согласна с проектом строительства. Эксперты сошлись во мнении, что причиной стало давление на Софию со стороны ЕС и США. 1 декабря 2014 года Путин заявил, что Россия не может продолжать реализацию "Южного потока" из-за неконструктивной позиции Евросоюза и заложил основы проекта "Турецкий поток". 

Потери РФ из-за Болгарии на "Южном потоке" составили €800 млн, и Россия этот опыт не забыла. Потому Путин объявил, что на этот раз нужны будут финансовые гарантии болгарского правительства или Еврокомиссии по новым проектам газопроводов в Европу. "Поскольку мы не хотим сбоев, мы хотим идти вперед", - сказал российский президент.

"Сейчас позиция болгар удивляет – они должны понимать, что в случае начала нового проекта по строительству газопровода на Софию вновь начнется давление со стороны США и Брюсселя. Возможно, в Болгарии рассчитывают сослаться на прецедент "Северного потока-2", который все же был построен вопреки противодействию. Но там, где Германия выдержала прессинг, Болгария устоит вряд ли – деполитизировать проект не удастся.

Россия не допустит "дня сурка" – чтобы София вновь в последний момент сорвала достигнутые договоренности. Потому Москва потребует у Болгарии, чтобы она напрямую добивалась гарантий у Брюсселя по проекту. Чтобы уже не Россия разговаривала с Еврокомиссией, а заинтересованная сторона в ЕС активно лоббировала проект.

Пока все договоренности с Софией – предварительные, они еще не раз будут скорректированы по техническим и политическим причинам. Судя по тенденциям последнего десятилетия, любой газовый проект России в ЕС наталкивается на яростное противодействие американцев и их лоялистов в Евросоюзе. Едва ли продолжение "Турецкого потока" через Болгарию удастся вывести с меньшим сопротивлением, чем, то, что оказывалось строительству "Северного потока-2", - заключает .

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 31.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики