Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перезагрузка Кобылкина – из губернаторов в министры

Перезагрузка Кобылкина – из губернаторов в министры

Дмитрию Кобылкину предстоит серьезная работа по повышению аппаратного веса Минприроды

Новому руководителю Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину, ранее возглавлявшему Ямало-Ненецкий автономный округ, предстоит серьезная работа по повышению аппаратного веса Минприроды, который заметно снизился при бывшем министре Сергее Донском. Участники и эксперты нефтегазового рынка воспринимают назначение Кобылкина весьма оптимистично: на предыдущей должности он считался одним из самых эффективных глав российских регионов, а до этого состоялся как отраслевой специалист.

Почему не Донской?

В предыдущем составе правительства Дмитрия Медведева Минприроды – ведомство, принципиально значимое для страны с крупнейшими в мире запасами полезных ископаемых, – выглядело одним из наиболее слабых звеньев, особенно в последний год перед президентскими выборами. Об этом можно судить хотя бы по такому косвенному признаку, как упоминаемость экс-министра Сергея Донского в СМИ. В соответствующих рейтингах компании «Медиалогия» за 2016 и 2017 годы Донской занимал одно и то же 15-е место среди 22 членов кабмина, хотя в 2017 году, объявленном Годом экологии, он имел все шансы стать одним из самых цитируемых министров.
В последний год работы публичная активность Донского свелась главным образом к продвижению приоритетного проекта «Оздоровление Волги» – аморфного начинания, изначально отдававшего гигантоманией: общая стоимость мероприятий по нему была оценена в 262 млрд руб. Немало говорилось в Год экологии и о «прорывах» в утилизации отходов, но о реальной эффективности работы Минприроды в этом направлении можно судить по серии мусорных скандалов в Подмосковье, от которых министр фактически дистанцировался.

В нефтегазовой сфере инициативу у Минприроды давно перехватило Минэнерго – публичным правительственным спикером номер один по углеводородной теме в последние годы традиционно был его руководитель Александр Новак. Как отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, главной задачей, которая ставилась в этой области перед Сергеем Донским, было продвижение российской заявки на расширение арктического шельфа, которая в итоге застряла в бюрократии.

Одним словом, отставка Донского выглядела как давно назревшее решение, а назначение главой Минприроды Дмитрия Кобылкина – как попытка перезагрузить работу министерства. До назначения главой Ямала Кобылкин десять лет отработал в нефтегазовом комплексе, затем семь лет – во главе Пуровского района ЯНАО, где добывается 38% российского газа и 7% нефти. За восемь лет работы губернатором он регулярно занимал топовые позиции в различных рейтингах регионов. То есть по всем статьям Кобылкин – это успешный управленец с «земли».

«Дмитрий Кобылкин в любом случае гораздо ближе к реальным проектам в нефтегазовом комплексе, чем Сергей Донской, – отмечает Юшков. – Видимо, это и стало основным фактором его назначения министром природных ресурсов. В глазах президента Путина Кобылкин выполнил важную задачу: на его территории был запущен уникальный проект «Ямал СПГ», который к тому же Путин лично курировал».

Действительно, вся история проекта «Ямал СПГ» разворачивалась в период губернаторства Кобылкина. Комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале был принят правительством через несколько месяцев после назначения Кобылкина губернатором ЯНАО. Закончить строительство завода по производству СПГ, согласно этому документу, планировалось в 2018 году, но в действительности его открытие состоялось, как известно, в конце 2017 года – редкий, чуть ли не уникальный случай реализации столь крупных проектов не просто без срыва сроков, а еще и с опережением.

На помощь Новаку

Основные ожидания представителей нефтегазового комплекса от нового руководителя Минприроды связаны в первую очередь с необходимостью более активно продвигать интересы отрасли в тандеме с Минэнерго.

«Прежде всего, хотелось бы пожелать Дмитрию Кобылкину более активно взаимодействовать с Минэнерго РФ, – говорит генеральный директор ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун. – При существующем распределении функций между министерствами одно ведомство – Минприроды – отвечает за геологоразведку, а другое – Минэнерго – за добычу, хотя эти две сферы неразрывно связаны. Раньше мы диалога между Минприроды и Минэнерго не наблюдали, хотя это совершенно очевидная необходимость. Если мы говорим о регулировании добычи в рамках соглашения ОПЕК+ или наращивании добычи в новых регионах, как Минэнерго может работать без тесного контакта с Минприроды, тем более – писать Энергетическую стратегию?»

Безусловно, Кобылкин будет очень плотно взаимодействовать с Минэнерго, которое, в частности, само очень заинтересовано в продвижении СПГ-проектов, полагает Юшков.

Еще в 2013 году, напоминает эксперт, Александр Новак участвовал вместе с главой НОВАТЭКа Леонидом Михельсоном в переговорах в Японии о продаже 9,9% акций «Ямала СПГ» (в 2016 году их за $1 млрд приобрел китайский Фонд Шелкового пути).

По мнению Корзун, голос Минприроды должен больше звучать и в дискуссиях по налогообложению в нефтегазовой отрасли, поскольку министерства пока очень разобщены в этой сфере.

«Сейчас Минэнерго начало работать с Минфином, но столь же активно должно работать и с ФАС, и с Минприроды – без этого невозможно рассмотреть проблему комплексно. В ситуации, когда Минэнерго бьется с Минфином по налоговому маневру, а Минприроды, отвечающее за вовлечение и восполнение минерально-сырьевой базы, остается в стороне, преимущество по определению оказывается на стороне Минфина с его так называемым «бюджетным подходом». Дмитрий Кобылкин как человек, знакомый с производством, должен понимать, что здесь намечается перспективный тандем, и это вселяет большие надежды», – считает глава «АссоНефти».

Один из первых шагов навстречу в более тесном взаимодействии двух ведомств сделало само Минэнерго. В ходе недавней встречи с представителями «АссоНефти» новый заместитель министра энергетики Павел Сорокин поставил вопрос о необходимости предоставлять недропользователям, ведущим геологоразведочные работы (ГРР), определенные льготы и преференции в зависимости от конкретики достигнутых в ходе ГРР результатов. Тем самым Сорокин поставил под сомнение механизм стимулирования ГРР, настойчиво и безуспешно предлагавшийся Минприроды, – введение вычетов расходов на ГРР из базы налога на прибыль (или даже из базы по НДПИ). По оценке Минэнерго, это может спровоцировать махинации с искусственным завышением расходов на ГРР, чтобы затем можно было претендовать на дополнительные вычеты по налогам. Очевидно, что здесь появляется поле для формирования общей позиции двух министерств, которая затем может быть представлена Минфину.

В нефтяной отрасли Минприроды, скорее всего, сосредоточится именно на решении проблем геологоразведки, считает Юшков. По его словам, создание в 2011 году госхолдинга «Росгеология» (его первым гендиректором до назначения на пост министра был Сергей Донской) пока привело только к тому, что эта структура занимается поглощением государственных активов и пытается их переварить, но реальных результатов ее деятельности никто не видит.

Тем временем ресурсная база истощается, и от этого будут страдать все, прежде всего государство. Поэтому надо искать новые месторождения: история с шельфом пока себя не оправдала – акцент смещается на разработку технологий добычи нефти из нетрадиционных источников, таких как баженовская свита.

Этой работе должен способствовать предшествующий опыт Дмитрия Кобылкина, который несколько лет проработал в компании «Пурнефтегазгеология» – одной из структур, стоявших у истоков нынешнего НОВАТЭКа. Восхождение бизнеса Леонида Михельсона в свое время начиналось именно с того, что его компании заходили на месторождения, от которых отказывался «Газпром», и роль ГРР в этом процессе сложно недооценивать. Объединились два нищих – строитель и геолог, так некогда Михельсон описывал создание НОВАТЭКа. Строителем в этом тандеме был сам Михельсон, а геологом – его партнер Иосиф Левинзон, который сначала возглавлял «Пурнефтегазгеологию», а затем стал вице-губернатором Ямало-Ненецкого округа.

«Дмитрий Кобылкин не понаслышке знает, что такое деятельность независимых производителей, насколько она важна для разработки ресурсной базы страны, в том числе мелких, мельчайших, трудных месторождений, – комментирует Корзун. – Сегодня нужна система стимулирующих мер по вовлечению в оборот таких месторождений, особенно в старых регионах добычи. Это ресурсы, которые лежат под ногами, но их надо сделать востребованными для инвестора. В целом это находится в русле предложений академика Канторовича о необходимости менять всю парадигму недропользования в стране. Нужны инструменты стимулирования компаний к открытию месторождений, вплоть до освобождения недропользователя от разового платежа по факту открытия новых мелких месторождений с запасами менее миллиона тонн нефти. Картина последних лет была удручающей: инвестор не идет на эти месторождения, поскольку при существующем налоговом бремени они не дают никакой рентабельности».

«Торпеда» для «Газпрома»

Обратной стороной назначения Дмитрия Кобылкина главой Минприроды, безусловно, является риск, что в его действиях будут постоянно искать признаки лоббирования интересов того же НОВАТЭКа, с которым так или иначе была связана почти вся предшествующая карьера министра. Хотя не следует забывать, что в бытность Кобылкина губернатором Ямала он занимался регулярным взаимодействием и с другими ведущими игроками российского ТЭК. Именно в ЯНАО работает одна из крупнейших структур «Роснефти» – «РН-Пурнефтегаз», разрабатывающая Харампурское месторождение, на которое приходится более 70% суммарных доказанных запасов газа «Роснефти». «ЛУКОЙЛ» при Кобылкине запустил в ЯНАО в промышленную эксплуатацию крупное Пякяхинское нефтегазовое месторождение, в которое было инвестировано 100 млрд руб.

Однако повод напомнить Кобылкину о его связях с НОВАТЭКом может появиться уже в ближайшее время. По словам Юшкова, Минприроды, возможно, станет продвигать идею, что весь газ с крупных месторождений вблизи Ямала и Гыданского полуострова должен идти на сжижение, а это автоматически будет предполагать его поставки на «Ямал СПГ».

НОВАТЭК ждал такого решения от прежнего руководства Минприроды, поскольку это позволило бы демонстрировать инвесторам огромную ресурсную базу, привлекать их в проекты и формировать целый СПГ-кластер. Кроме того, может быть предпринята попытка изъятия у «Газпрома» Тамбейской группы месторождений, которую НОВАТЭК давно хотел бы включить в периметр своих проектов.

«Таким образом, НОВАТЭК, скорее всего, будет торпедировать позиции «Газпрома» по разным направлениям, – считает Юшков. – О потере экспортной монополии и расчленении «Газпрома», скорее всего, речи не идет: в существующей модели экспорта газа Путин пока уверен и отдать на съедение весь «Газпром» не готов. Но по ряду направлений концерн может потерять позиции.

В той же Тамбейской группе «Газпром» выступает в роли «собаки на сене»: все прекрасно понимают, что ничего «Газпром» там делать не будет и при этом блокирует приход на них других компаний».

В середине мая, через несколько дней после утверждения нового состава правительства, член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов заявил, что компания не исключает создания производства СПГ на базе Тамбейского месторождения: «Проекта разработки по Тамбею нет, там не закончен полный цикл ГРР. До конца не проработана концепция того, куда нужно направлять этот газ, то есть вариантов на самом деле много. Самый первый вариант, как предполагалось, за 2030 год поставлять газ в ГТС, в единую систему газоснабжения. Сейчас возможны и другие варианты. Поэтому все сейчас находится на стадии концептуальной проработки».

Это заявление руководства «Газпрома», возможно, и есть подготовка к действиям Минприроды и Роснедр, полагает Игорь Юшков

Автор: Николай Проценко 

Источник: Oilcapital.ru, 31.05.2018

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики