Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кроме США: в России самый дорогой бензин среди крупных нефтедобытчиков

Кроме США: в России самый дорогой бензин среди крупных нефтедобытчиков

Бензин дорожает по всему миру. Среди крупных нефтедобывающих стран Россию по его цене опережают только США, где стоимость моторного топлива резко выросла весной вместе с ценами на нефть. Государства Персидского залива при этом уже «дышат в спину» России и впервые в истории их цены на бензин максимально приблизились к общероссийским. Налоговый маневр правительства, однако, может привести к тому, что цены на бензин в течение следующих 6 лет снова «уйдут в отрыв», сравнявшись уже с европейскими.

По данным GlobalPetrolPrices, 28 мая Россия занимала 30-е место в рейтинге стран с самым дешевым бензином ($ 0,72 или 44,9 руб за литр А-95). Дешевле всего моторное топливо стоило в Венесуэле — $ 0,01 или 60 копеек за литр по курсу Центробанка. Следом шел Иран ($ 0,28 или 17,2 рубля) и Судан ($ 0,34 или 20,9 рубля). Самый дорогой бензин продавали в Норвегии ($ 2,05 или 126,4 рубля), Гонконге ($ 2,14 или 131,9 рубля) и Исландии ($ 2,17 или 133,8 рубля).

Среди стран, которые входили в СССР, Россия уступала в мае по цене бензина Туркмении ($ 0,43 или 26,5 рубля), Казахстану ($ 0,53 или 32,7 рубля), Узбекистану ($ 0,54 или 33,3 рубля), Киргизии ($ 0,67 или 41,3 рубля) и Белоруссии ($ 0,68 или 41,9 рубля). Более дорогое моторное топливо продавали только на Украине ($ 1,13 или 69,7 рубля) и в Прибалтике (от $ 1,28 или 80 рублей).

Сегодня более дешевый, чем в России, бензин продают во всех крупных нефтедобывающих странах, кроме США. В Соединенных Штатах стоимость литра топлива на конец мая зафиксировали в $ 0,86 или 53 рубля в переводе на литры. Хотя еще год назад она была чуть-чуть дешевле российского и составляла $ 0,63 или 38,8 рубля. Как сообщало уже EADaily, США обогнали по добыче нефти Саудовскую Аравию, однако рост мировых цен на нефть привел к тому, что цены на бензин в стране побили трехлетний максимум. Свое возмущение этим выразил даже Дональд Трамп. Президент США заявил, что при рекордных запасах нефти цены на «черное золото» являются искусственно завышенными и это неприемлемо.

В странах Персидского залива цены на моторное топливо регулируются властями и они всегда были одними из самых низких. Падение стоимости нефти в последние годы, однако, ударило по бюджетам ближневосточных монархий и за последний год они серьезно пересмотрели цены на бензин и дизельное топливо. Так, министерство энергетики Объединенных Арабских Эмиратов объявило, что с 1 июня цены на бензин, например, марки А-95 составят на АЗС страны уже $ 0,69 или 42,5 рубля за литр. Хотя год назад они были на треть ниже и не превышали $ 0,50 или 30,8 рубля за литр. 

С началом лета выросли цены на моторное топливо и в Катаре. Компания Qatar Petroleum опубликовала прайс-лист, в котором сказано, что бензин Premium с 1 июня подорожает до $ 0,55 или 33,9 рубля. В июле прошлого года, как указывает издание The Peninsula, цена данной марки моторного топлива была более чем на 20% ниже.

Еще больше выросли цены на моторное топливо в Саудовской Аравии. Если до конца прошлого года бензин А-95 стоил $ 0,24 или 14,8 рубля, то с 1 января 2018 года он подорожал более чем в два раза — до $ 0,54 или 33 рублей за литр.

Таким образом, цены на бензин в странах Персидского залива, кроме Ирана, впервые в истории максимально приблизились к российским.

Напомним, что в мае цены на моторное топливо в России резко пошли вверх. Среди причин эксперты называют рост акцизов, цен на нефть, низкий курс рубля, и увеличение экспорта российского бензина. По их мнению, выборы президента в марте были сдерживающим фактором, поэтому в апреле и мае и произошел резкий скачок.

Сегодня, 1 июня, правительство снизило акцизы на моторное топливо, как и анонсировало, и обещало не повышать их с 1 июля. Взамен нефтяные компании согласились остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Глава «Роснефти» Игорь Сечин передал предложения президенту России Владимиру Путину по стабилизации цен. Главная нефтяная компания страны предлагает временно ограничить экспорт топлива, прекратить налоговый маневр и ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ.

Как отмечали EADaily эксперты, цены на бензин сейчас могут прекратить рост. Однако правительство по-прежнему планирует налоговый маневр до 2024 года, во время которого отменят экспортные пошлины на нефть, но увеличат НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Таким образом, налоговая нагрузка по нефти ляжет на «скважину» и выровняются внешние и внутренние цены на нефть. «Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако, цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выровняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят», — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 01.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики