Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Правительство России выразило согласие с планами министерства финансов завершить налоговый маневр в нефтяном секторе к 2024 году. Общие параметры этого завершения уже согласованы кабинетом министров с Минэкономразвития, Минэнерго, Минфином и ФАС. До конца недели пройдет обсуждение всех деталей темы с нефтяными компаниями и будет выработано сбалансированное решение. Об этом на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым рассказал вице-премьер Дмитрий Козак.

По данным газеты "Коммерсант", ставка экспортной пошлины, которая сейчас составляет 30%, к 2024 году снизится до нуля. При этом произойдет повышение НДПИ на нефть. Бюджет в результате завершения налогового маневра в первый год может дополнительно получить около 80 миллиардов рублей. Затем эта цифра, как предполагается, будет ежегодно увеличиваться на 75–79 миллиардов. В конце 2024 года она может составить 470 миллиардов рублей. Общие дополнительные поступления в бюджет Минфин оценивает в 1,6 триллиона рублей. При этом потери нефтяного сектора составят 597 миллиардов. "Роснефть", по оценкам "Коммерсанта", может выплатить 112 миллиардов, "Новатэк" – 87,5, "Лукойл" – 48, "Газпром нефть" – 41,3, New Stream – 67, "Сургутнефтегаз"– 5,3 миллиарда рублей. Потери небольших нефтеперерабатывающих предприятий в результате завершения налогового маневра могут составить примерно 205 миллиардов рублей. 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аналитики компании "Атон" полагают, что результатом налогового маневра стало снижение рентабельности нефтепереработки и увеличение негативного эффекта от падения цен на нефть в 2014 и 2015 годах. Чтобы сгладить дополнительное давление на динамику финансовых показателей сегмента нефтепереработки, которое вызовет отмена экспортной пошлины, потребуются меры поддержки. Таковыми могут стать отрицательные ставки акцизов, уже применяемые в российской нефтехимической промышленности. 

В "Атоне" новость оценили нейтрально, сославшись на отсутствие конкретной информации о принципах завершения налогового маневра, необходимой для расчета прибыли нефтяных компаний. Аналитики отметили важность решения проблемы давления на рентабельность переработки.

Аналитики "ВТБ Капитала" считают, что отмена экспортной пошлины и повышение НДПИ к 2024 году может принести в бюджет 3,6 триллиона рублей в течение шести лет при текущем обменном курсе российской валюты и цене на нефть в 50 долларов за баррель. Доходы бюджета могут составить 173 миллиарда рублей в первый год и около одного триллиона спустя шесть лет. При этом прогноз не учитывает отрицательных акцизов, о механизме работы и сроках введения которых пока ничего не известно. 

Завершение налогового маневра, по мнению экспертов "ВТБ Капитала", может в итоге оказать негативное воздействие на отрасль. Позднее тяжесть финансирования изменений в налогообложении ляжет на потребителей и промышленные предприятия, но сделать это сразу в полном объеме нефтяные компании не могут.

В "ВТБ Капитале" затруднились дать оценку дополнительной налоговой нагрузке на предприятия, но отметили, что при указанных "Коммерсантом" параметрах, а также учитывая текущий курс российской валюты и форму фьючерсной кривой нефти, негативный эффект на EBITDA компаний в 2019–2024 годах может быть оказаться таким: 0,9% – для "Роснефти", 5,5% – для "Новатэка", 0,6% – для "Лукойла", 1,0% – для "Газпром нефти" и 0,2% – для "Сургутнефтегаза".

Аналитики компании пока не учитывают завершение налогового маневра при составлении своих моделей из-за предстоящей доработки его параметров.

ВМЕСТЕ С РОСТОМ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ВОЗРАСТУТ И ЗАТРАТЫ

Эксперт по нефти и газу Финансового университета Игорь Юшков считает, что цифры, указанные в прогнозе Минфина, вполне реальны. Однако кроме доходов в бюджет завершение налогового маневра неизбежно приведет и к расходам. Потребуются компенсации нефтяникам для того, чтобы не допустить резкого роста цен на продукты нефтепереработки на внутреннем рынке. Эта задача станет основной для правительства России в долгосрочной перспективе.

"Основным бенефициаром налогового маневра является государственный бюджет, который будет пополняться гораздо большими суммами. Надо наполнить бюджет, чтобы больше тратить и выполнять майские указы президента России. Но если вопрос получения дополнительных средств уже решен, то проблема компенсации роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке еще ждет своего решения. Она в настоящее время является очень актуальной", — напомнил Юшков

Он отметил, что недавний бурный рост цен на бензин и дизель в России вызвал широкий резонанс в обществе. Правительство уже пытается остановить этот процесс или снизить его скорость. Но пока не совсем понятно, как это делать. 

Эксперт напомнил, что раньше существовали два способа получения ренты государством: налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на вывоз сырой нефти. Примерно половина добычи "черного золота" перерабатывалась внутри страны. 

"Сейчас вся нагрузка ляжет на скважины – на 547 миллионов тонн добываемой нефти. Это вызовет повышение цен на сырье внутри страны для нефтеперерабатывающих заводов. Они, в свою очередь, переложат новые затраты на стоимость конечного продукта – дизель и бензин. Решение вопроса о том, как сгладить негативный эффект, является основной задачей для правительства. И она до сих пор не решена", — считает Юшков.

Таким образом, с одной стороны – бюджет получит новые деньги, с другой – вырастут его затраты. В какой-то переходный период придется компенсировать новые потери нефтяникам, для того, чтобы они не поднимали цены на свою продукцию. Основным вариантом сейчас считаются отрицательные акцизы. При этом акцизы в настоящее время должны идти в региональные дорожные фонды на строительство дорог. Если этих средств не будет, их также придется компенсировать. 

"Расходы бюджета также возрастут. И эти проблемы порождает налоговый маневр. Над их решением правительству придется думать в долгосрочной перспективе. И это не очень просто", — заключил Юшков

Автор: Александр Жирнов

Источник: ПРАЙМ, 04.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики