Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Правительство России выразило согласие с планами министерства финансов завершить налоговый маневр в нефтяном секторе к 2024 году. Общие параметры этого завершения уже согласованы кабинетом министров с Минэкономразвития, Минэнерго, Минфином и ФАС. До конца недели пройдет обсуждение всех деталей темы с нефтяными компаниями и будет выработано сбалансированное решение. Об этом на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым рассказал вице-премьер Дмитрий Козак.

По данным газеты "Коммерсант", ставка экспортной пошлины, которая сейчас составляет 30%, к 2024 году снизится до нуля. При этом произойдет повышение НДПИ на нефть. Бюджет в результате завершения налогового маневра в первый год может дополнительно получить около 80 миллиардов рублей. Затем эта цифра, как предполагается, будет ежегодно увеличиваться на 75–79 миллиардов. В конце 2024 года она может составить 470 миллиардов рублей. Общие дополнительные поступления в бюджет Минфин оценивает в 1,6 триллиона рублей. При этом потери нефтяного сектора составят 597 миллиардов. "Роснефть", по оценкам "Коммерсанта", может выплатить 112 миллиардов, "Новатэк" – 87,5, "Лукойл" – 48, "Газпром нефть" – 41,3, New Stream – 67, "Сургутнефтегаз"– 5,3 миллиарда рублей. Потери небольших нефтеперерабатывающих предприятий в результате завершения налогового маневра могут составить примерно 205 миллиардов рублей. 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аналитики компании "Атон" полагают, что результатом налогового маневра стало снижение рентабельности нефтепереработки и увеличение негативного эффекта от падения цен на нефть в 2014 и 2015 годах. Чтобы сгладить дополнительное давление на динамику финансовых показателей сегмента нефтепереработки, которое вызовет отмена экспортной пошлины, потребуются меры поддержки. Таковыми могут стать отрицательные ставки акцизов, уже применяемые в российской нефтехимической промышленности. 

В "Атоне" новость оценили нейтрально, сославшись на отсутствие конкретной информации о принципах завершения налогового маневра, необходимой для расчета прибыли нефтяных компаний. Аналитики отметили важность решения проблемы давления на рентабельность переработки.

Аналитики "ВТБ Капитала" считают, что отмена экспортной пошлины и повышение НДПИ к 2024 году может принести в бюджет 3,6 триллиона рублей в течение шести лет при текущем обменном курсе российской валюты и цене на нефть в 50 долларов за баррель. Доходы бюджета могут составить 173 миллиарда рублей в первый год и около одного триллиона спустя шесть лет. При этом прогноз не учитывает отрицательных акцизов, о механизме работы и сроках введения которых пока ничего не известно. 

Завершение налогового маневра, по мнению экспертов "ВТБ Капитала", может в итоге оказать негативное воздействие на отрасль. Позднее тяжесть финансирования изменений в налогообложении ляжет на потребителей и промышленные предприятия, но сделать это сразу в полном объеме нефтяные компании не могут.

В "ВТБ Капитале" затруднились дать оценку дополнительной налоговой нагрузке на предприятия, но отметили, что при указанных "Коммерсантом" параметрах, а также учитывая текущий курс российской валюты и форму фьючерсной кривой нефти, негативный эффект на EBITDA компаний в 2019–2024 годах может быть оказаться таким: 0,9% – для "Роснефти", 5,5% – для "Новатэка", 0,6% – для "Лукойла", 1,0% – для "Газпром нефти" и 0,2% – для "Сургутнефтегаза".

Аналитики компании пока не учитывают завершение налогового маневра при составлении своих моделей из-за предстоящей доработки его параметров.

ВМЕСТЕ С РОСТОМ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ВОЗРАСТУТ И ЗАТРАТЫ

Эксперт по нефти и газу Финансового университета Игорь Юшков считает, что цифры, указанные в прогнозе Минфина, вполне реальны. Однако кроме доходов в бюджет завершение налогового маневра неизбежно приведет и к расходам. Потребуются компенсации нефтяникам для того, чтобы не допустить резкого роста цен на продукты нефтепереработки на внутреннем рынке. Эта задача станет основной для правительства России в долгосрочной перспективе.

"Основным бенефициаром налогового маневра является государственный бюджет, который будет пополняться гораздо большими суммами. Надо наполнить бюджет, чтобы больше тратить и выполнять майские указы президента России. Но если вопрос получения дополнительных средств уже решен, то проблема компенсации роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке еще ждет своего решения. Она в настоящее время является очень актуальной", — напомнил Юшков

Он отметил, что недавний бурный рост цен на бензин и дизель в России вызвал широкий резонанс в обществе. Правительство уже пытается остановить этот процесс или снизить его скорость. Но пока не совсем понятно, как это делать. 

Эксперт напомнил, что раньше существовали два способа получения ренты государством: налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на вывоз сырой нефти. Примерно половина добычи "черного золота" перерабатывалась внутри страны. 

"Сейчас вся нагрузка ляжет на скважины – на 547 миллионов тонн добываемой нефти. Это вызовет повышение цен на сырье внутри страны для нефтеперерабатывающих заводов. Они, в свою очередь, переложат новые затраты на стоимость конечного продукта – дизель и бензин. Решение вопроса о том, как сгладить негативный эффект, является основной задачей для правительства. И она до сих пор не решена", — считает Юшков.

Таким образом, с одной стороны – бюджет получит новые деньги, с другой – вырастут его затраты. В какой-то переходный период придется компенсировать новые потери нефтяникам, для того, чтобы они не поднимали цены на свою продукцию. Основным вариантом сейчас считаются отрицательные акцизы. При этом акцизы в настоящее время должны идти в региональные дорожные фонды на строительство дорог. Если этих средств не будет, их также придется компенсировать. 

"Расходы бюджета также возрастут. И эти проблемы порождает налоговый маневр. Над их решением правительству придется думать в долгосрочной перспективе. И это не очень просто", — заключил Юшков

Автор: Александр Жирнов

Источник: ПРАЙМ, 04.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики