Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Притормозят ли цены на бензин?

Притормозят ли цены на бензин?

Правительство 31 мая в экстренном порядке приняло решение снизить топливные акцизы на месяц раньше запланированного срока. Поможет ли это остановить стремительный рост цен на бензин?

Правительство пошло на беспрецедентный шаг и снизило акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня — на месяц раньше запланированного срока. По данным Росстата, в апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом. К концу мая стоимость 92-го бензина превысила 41 рубль за литр, а цена на 95-й и дизель превысила 44 рубля.

В регионах уже начались протестные акции под лозунгом «Нет грабительским ценам на топливо». 1 июня митинг прошел в Омске, ранее вышли протестовать новосибирцы и жители ряда других городов. Из уже запланированных на начало июня — акции в Братске и Иркутске. 

Своеобразно выразил свой протест депутат Законодательного собрания Камчатского края Михаил Пучковский. Он пересел с автомобиля на коня по кличке Ракета и написал письмо губернатору и ГИБДД, чтобы ему обеспечили коновязь возле здания Заксобрания.

Вечером 31 мая на совещании с нефтяниками вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что акцизы на бензин снизят на 3 тысячи рублей за тонну, а на дизтопливо — на 2 тысячи. С 1 июля планируется дополнительно снизить акцизы на 700 рублей за тонну. Важное решение было принято буквально за несколько часов и стало неожиданностью для многих игроков отрасли.

Подорожанию топлива способствует сразу ряд причин, в том числе рост мировых цен на нефть, ослабление рубля, но, главное, увеличение акцизов на нефтепродукты. Если раньше в правительстве все время указывали нефтяникам на необходимость сдерживать цены, то сейчас кабмин сам пошел на экстренные меры. Другого выхода не было, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Я думаю, это попытка как можно быстрее затушить пожар, который начался: в какой-то момент в правительстве испугались, что эта тема станет самой главной на общении Путина с народом во время прямой линии. Уже публиковали на специальном сайте наиболее популярные вопросы, и этот вопрос, вероятно, вышел на первое место. Правительство подумало: лучше мы не будем эту тему педалировать, и, чтобы на нас не свалились все шишки, мы будем быстрее реагировать на ситуацию на рынке и, по сути, регулировать цены — и применили досрочное понижение акцизов».

Теперь решение правительства надо еще закрепить законодательно, так что де-юре акцизы пока не снижены. Но рост цен на топливо приостановится, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Когда будет принято изменение в Налоговый кодекс Государственной думой, тогда их снизят. А с 1 июня их просто пересчитают задним числом. На сегодняшний день задача — это в первую очередь снизить оптовые цены. Сейчас оптовые цены выше розничных. Эта ситуация ненормальна для всей системы нефтепродуктообеспечения. Скорее всего, добьются снижения оптовых цен, что даст розничному бизнесу возможность работать без убытков. По крайней мере, остановится рост цен, это точно».

До снижения акциз на бензин составлял 11 тысяч рублей за тонну, теперь будет 8 тысяч. Но, чтобы цены пошли вниз, такого снижения недостаточно — акцизы должны быть практически нулевыми, считает директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов:

«Все, что даст акциз здесь и сейчас, — он примерно уравняет эффективность экспорта нефтепродуктов и их поставки на внутренний рынок. И то он эти показатели уравняет при цене нефти не сильно выше 75 долларов за баррель. Чтобы при текущем уровне мировых цен на нефть и нефтепродукты и при текущем курсе рубля обеспечить условия, в которых розница может подешеветь, акциз на бензин нужно просто обнулить».

Нефтяники пообещали держать цены на бензин на АЗС до июля. За это время надо выработать системные меры поддержки нефтеперерабатывающих заводов. 

Источник: BFM.RU, 01.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики