Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Джентльменское соглашение» с нефтяниками. Как остановят подорожание бензина в России

«Джентльменское соглашение» с нефтяниками. Как остановят подорожание бензина в России

С 1 июня российское правительство снизит акцизы на топливо. Помимо уменьшения госнаценки на бензин и дизтопливо, власти собираются отказаться от повышения акциз на 700 рублей, которое было запланировано с 1 июля 2018 года. Тем временем горючее продолжает расти – за последнюю неделю мая цена взлетела почти на 2%, а россияне уже начали бастовать против роста топливных цен. Удастся ли государству заморозить стоимость бензина в стране, разбирался «360».

Российские власти в рамках борьбы с галопирующим ростом цен на топливо пойдут на снижение акциз. О решении правительства рассказалжурналистам представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус, принимавший участие в совещании зампреда с руководителями нефтяных компаний.

«Договорились с крупнейшими нефтяными компаниями с учетом принятых решений о снижении фискальной нагрузки на компании отрасли. Они подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо. Рассчитываем, что это решение также окажет существенное стабилизирующее влияние на цены на оптовом рынке», — отметил Джус.

Так, с начала лета планируется снизить акцизы на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизтопливо — на две тысячи. Вдобавок правительство намерено отказаться от запланированного ранее повышения топливных акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года.

Тем временем топливо продолжает стремительно расти в цене на российских заправках. По последним данным Росстата, только за неделю с 21 по 27 мая бензин и дизтопливо в среднем подорожали на 1,9%. Рост цен был зафиксирован в 81 центре субъектов РФ. Если в Санкт-Петербурге он составил 1,7%, а в Москве — 2,2%, то в Брянске, Казани, Кемерове, Орле и Тамбове топливо подорожало на 3-3,4%, а в Петропавловске-Камчатском горючее «взлетело» почти на 5%.

В рублевом выражении стоимость литра бензина марки АИ-92 в последнюю неделю мая выросла до 41,09 рубля, АИ-95 до 44,06 рубля, а дизтопливо — до 43,91 рубля. В целом уровень роста цен на топливо почти в 10 раз опережает уровень текущей инфляции в стране, которая сейчас находится на отметке 2,4%.

На западные берега

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) считают, что главная причина ценового «взлета» на внутреннем топливном рынке кроется в нерациональной политике крупных нефтяных компаний. По мнению ведомства, нефтяники с ростом цены на нефть стали массово продавать сырье на мировых площадках, что спровоцировало дефицит нефтепродуктов внутри страны. ФАС уже направила семи компаниям предупреждения о необходимости исполнять обязательства по обеспечению российского нефтяного рынка.

Согласно данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ), с января по апрель 2018 года российские частные нефтяные компании экспортировали за рубеж 930 тысяч тонн бензина Евро-5, что на 44% больше аналогичного показателя в прошлом году. Именно повышение экспорта стало одним из главных драйверов роста цен на топливо в России, считает ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Сейчас государство с помощью „джентльменского соглашения“ с нефтяниками, которое предполагает снижение налоговой нагрузки в обмен на заморозку розничных цен, пытается остановить подорожание бензина. Эта мера позволит снизить стоимость бензина на 1-1,5 рубля от текущего уровня, но так как соглашение будет действовать лишь до конца года, то проблема решится на время, а затем топливо может подорожать опять», — отметил собеседник «360».

Чтобы решить вопрос с подорожанием, власти должны вести более жесткий контроль над ценообразованием в отрасли, уверен генеральный директор УК «Спутник — Управление Капиталом» Александр Лосев. По его словам, необходимо создать конкуренцию на рынке, чтобы нефтяники не могли вступать в картельные сговоры. «Подорожание топлива — это важный фактор для экономики, поскольку рост бензина разгоняет инфляционное давление, что негативно сказывается на доходах населения», — подчеркнул в беседе с «360» Лосев.

Конь вместо «мерина»

Несмотря на действия правительства, россияне уже начали массово выходить на улицы с требованием прекратить рост цен на топливо. Первые забастовки прошли 20 мая в Дагестане, где автолюбители стихийно собрались на трассе Махачкала — Дербент. Затем к ним присоединились жители Иркутска. Там водители 20 машин под видом поломки встали на заправке НК «Роснефть» в микрорайоне Байкальский с требованиями остановить «топливный произвол».

В четверг в Новосибирске прошла акция протеста, которая, по оценкам ее организаторов «Сибирской ассоциации автомобильных переводчиков» (СААП), собрала около 150 человек. На пикете даже побывал мэр Новосибирска Анатолий Локоть, который пообещал жителям отправить письмо в ФАС и инициировать проверку ценообразования топлива в регионе.

Вслед за Новосибирском митинг под лозунгом «Нет росту цен на топливо» состоялся в Омске. На акцию пришли около 300 человек. Манифестанты также записали обращение для прямой линии с Владимиром Путиным, которая пройдет 7 июня, c требованием «остановить произвол в стране и снизить цены на топливо».

К протестным акциям присоединились и некоторые российские парламентарии. Накануне депутат Заксобрания Камчатского края от «Справедливой России» Михаил Пучковский заявил, что из-за высоких цен на бензин вынужден отказаться от личного автомобиля в пользу коня. Пучковский потребовал организовать ему место для «парковки» у здания камчатского правительства. Депутат отметил, что живет исключительно на собственную пенсию, которая составляет 20 тысяч рублей, поэтому ездить на машине для него стало весьма затратно. Коллеги Пучковского решили помочь депутату и собрали деньги на автобусный проездной. 

Автор: Ксения Чемоданова

Источник: 360tv.ru, 01.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики