Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем российский бензин мешает Казахстану

Чем российский бензин мешает Казахстану

В Казахстане рассматривают меры ограничения поставок российского бензина, и это при том, что топливо из РФ поставлялось в страну десятилетиями. Почему Астане перестали нравиться российские нефтепродукты и какое отношение это имеет к росту цен на топливо внутри России?

Казахстан неожиданно заявил о готовности запретить ввоз в страну российского бензина по железной дороге. Не навсегда, а временно, на три месяца. Такое предложение выдвинул министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. Окончательное решение будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

Мотивы такого решения в Астане официально не озвучили. Местные эксперты заявили, что причиной стало увеличение стоимости российского топлива. Однако Бозумбаев рассказал, что на цены на АЗС в стране может влиять не только рост цен на бензин в России, но и образовавшийся переизбыток топлива в самом Казахстане. «Нашим нефтепереработчикам нужно сбывать бензин, а его накопления увеличиваются, потому что два завода уже модернизированы», – рассказал Канат Бозумбаев.

Почему же Казахстан, который является одним из крупнейших в регионе добытчиков нефти, импортирует бензин из России? Тем более если свой в избытке?

На самом деле, Казахстан предпочитает продавать больше нефти на экспорт и получать валютную выручку. С переработкой же и производством топлива в стране до недавнего времени была проблема. Переработкой занимались лишь три НПЗ –Атырауский, Павлодарский и Шымкентский, которые полностью не обеспечивали внутренние потребности. «Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана исторически связана с российской. При наличии железных дорог и соседнего государства, в котором до недавних пор поддерживались низкие цены на бензин и дизтопливо, особого смысла в строительстве новых НПЗ не было – дешевле было импортировать недостающие объемы», – объясняет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Россия как партнер по ЕАЭС поставляет в Казахстан нефтепродукты беспошлинно. В разные периоды Россия покрывала до 30% потребностей казахстанского рынка бензина.

Собственно, поэтому в Казахстане вообще запрещен экспорт светлых нефтепродуктов, ибо самим не хватает. Но в последнее время в Казахстане заговорили об отказе от импорта бензина и открытии экспорта собственных светлых нефтепродуктов. Ведь именно для их производства и была проведена модернизация двух НПЗ. В итоге казахи стали больше перерабатывать собственной нефти, но продолжали закупать много бензина в России (который в оптовом звене дешевле). Это привело к накоплению лишних объемов бензина внутри страны.

Таким образом, российский бензин стал конкурентом собственным казахстанским нефтепродуктам. А нефтепереработчикам надо отбивать инвестиции в модернизацию. Казахи хотят частично закрыть поставки с российского рынка, чтобы российский бензин не конкурировал с этими модернизированными предприятиями, говорит эксперт ФНЭБ Игорь Юшков.

С другой стороны, по его словам, казахстанские власти могут также опасаться, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен. В итоге уже Казахстан столкнется с дефицитом бензина у себя на родине и ростом цен. Только паритет цен в обеих странах позволяет избегать таких перетоков.

Что касается России, то ожидаемое снижение акцизов на бензин с июля должно сдержать дальнейшее повышение цен внутри страны. Чтобы вернуть их к прежним значениям, потребуются новые меры. Конечно, на запрет экспорта нефтепродуктов, как в Казахстане, Россия не пойдет, но могут быть введены некие ограничения для экспорта. Они смогли бы помочь избежать нового дефицита бензинов и дизтоплива, который выльется в очередной виток роста цен.

Однако в таком решении есть и подводные камни. «Ограничение экспорта нефтепродуктов может отразиться в конечном счете на доходах российской казны. За счет высокой стоимости нефти на внешних рынках наполнение нефтедолларовых резервов сейчас складывается наилучшим образом, а ограничения придется вводить для всех нефтяников в равной степени», – говорит Алексей Антонов из «Алор Брокер». Если на снижение доходов бюджетов от урезания акцизов власти еще могут пойти, то вот отказаться от сверхдоходов от нефти будет куда сложнее. Тем более что столь выгодная ситуация может продлиться не так долго. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 30.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики