Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украину заставят отказаться от абсурдных требований к России

Украину заставят отказаться от абсурдных требований к России

Украина предъявила России требования для продолжения газового транзита после 2019 года. Требования эти выглядят не просто завышенными – они являют собой яркий пример настоящего абсурда. О чем в итоге договорятся «Нафтогаз» и «Газпром» и какая из сторон потеряет – или выиграет – в большей степени?

«Нафтогаз» начал торговаться с «Газпромом» по поводу условий нового контракта на прокачку газа по украинской территории после 2019 года. Выставленные Украиной условия поражают своей оторванностью от реальности.

Во-первых, «Нафтогаз» требует прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа с 2020 по 2028 годы при сохранении тарифов на нынешнем уровне. Во-вторых – поднять тарифы на транзит на треть в 2018–2019 годах. В противном случае «Нафтогаз» грозит взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже компенсацию за обесценение своей ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций, написал «Коммерсант». О каких таких инвестициях на миллиарды долларов говорит «Нафтогаз»? О советских, когда ГТС Украины строили на деньги союзного бюджета?

Аргументируя свои требования, «Нафтогаз» ссылается на решение Стокгольмского арбитража. Но ведь шведский суд отклонил требования «Нафтогаза» об увеличении тарифа на транзит газа. И хотя Стокгольм присудил «Газпрому» штраф за недопрокачку газа, но не на 16 млрд, как просил «Нафтогаз», а на сумму в четыре раза меньшую. Значит, ни о каком обязательстве «Газпрома» прокачивать 110 млрд кубов через Украину речи не идет. Да и прямого такого решения озвучено не было.

Ко всему прочему, «Нафтогаз» предлагает «Газпрому» два варианта бронирования мощностей украинской трубы. Первый: «Газпром» самостоятельно бронирует мощности (действующая сейчас схема), но применимым правом для контракта будет не Стокгольм, как сейчас, а украинское законодательство. Кто же согласится на такое условие, равносильное самоубийству? Уже есть пример, как украинский антимонопольный комитет сфабриковал дело, обвинил «Газпром» в монопольном транзите и выставил многомиллиардный штраф. Но кто-нибудь видел других желающих прокачивать газ через Украину, и чтобы «Газпром» им в этом как-либо мешал? Газпромовские апелляции украинские суды даже не приняли к рассмотрению. Но главное, что «Нафтогаз» через Стокгольм уже пытался изменить контракт в соответствии с украинским законодательством, но суд это требование отклонил.

Второй вариант предусматривает продажу газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины и обратную ее покупку на западной границе с ЕС. Сейчас идущий по украинской трубе газ является собственностью «Газпрома». Киев же предлагает, чтобы он стал собственностью «Нафтогаза». Это значит, что Киев в любой момент может решить вернуть не весь, а лишь часть газа, по любой цене, да и не в положенный срок, а с задержкой. На эти условия не то что «Газпром», но и Брюссель не пойдет – они ведут к удорожанию газа для самих европейцев.

Иначе говоря, требования «Нафтогаза» изначально невыполнимы. И вряд ли в Киеве всерьез надеются на то, что смогут заставить «Газпром» согласиться на них. Все это выглядит как восточный базар: просить больше, чтобы получить хоть что-то.

По какому сценарию будут развиваться события дальше?

Торг начался потому, что в 2019 году заканчивается действие транзитного контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Встает вопрос – как европейские потребители получат необходимые им объемы российского газа с 2020 года? Если бы не было политического вмешательства со стороны США, которые разжигают украинские претензии в своих коммерческих интересах, то украинский транзит не волновал бы сегодня ни ЕС, ни Россию. Именно из-за этого вмешательства сроки ввода обходных газопроводов в Европу сдвинулись. США заставили Болгарию отказаться от «Южного потока», а также ставят палки в колеса проекту «Северный поток – 2». 

Велика вероятность, что к 2020 году не успеют ни построить продолжение второй нитки «Турецкого потока», ни полностью запустить продолжение «Северного потока – 2» по европейской территории. Значит, по северному маршруту Россия сможет прокачивать не 55 млрд, а 35 млрд кубов газа. Итого на 2020 год остается порядка 40 млрд кубометров, которые так или иначе надо будет прокачивать через Украину, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. И это хорошая новость для Киева – где все это тоже наверняка подсчитали. Иначе как объяснить заявление главы минэнергоугля Украины Игоря Насалика о том, что Украина будет настаивать на сохранении после 2019 года транзита российского газа в объеме не менее 40 млрд кубометров.

«Договориться так или иначе придется, в этом заинтересованы все три стороны. Опыт трехстороннего посредничества уже имеется при подписании «зимних пакетов». Только теперь нужно будет не зимний пакет, а годовой пакет подписать на 2020 год», – полагает Юшков.

«Газпром», конечно, не согласится на условия «Нафтогаза». Позиция «Газпрома» одна – установление справедливого тарифа, а даже нынешний тариф он считает завышенным (на 50% дороже, чем тариф по прокачке газа по «Северному потоку» – прим. ВЗГЛЯД). «Газпром» будет требовать снижения тарифа на прокачку и оставления открытым объема прокачки, то есть отсутствия условия «качай или плати». На таких условиях можно будет подписать даже долгосрочный контракт», – считает Игорь Юшков.

Однако это оптимистичный вариант. Скорее всего, придется подписывать новые контракты каждый год. «2020 год будет годом шантажа, так как обходные газопроводы не достроены. Украина сможет диктовать условия. А она не стесняется в методах, о чем говорят последние попытки арестовать акции именно компаний – операторов «Северного потока» и «Северного потока – 2», – говорит Юшков.

Опираясь на опыт подписания «зимних пакетов», можно сказать, что пойти на уступки придется обеим сторонам: и «Газпрому», и «Нафтогазу». Киев наверняка рассчитывает на то, что если он уступит в объеме прокачки (снизит его), то «Газпрому» придется уступить в тарифе и поднять его.

Однако «Газпром» будет перетягивать одеяло на свою сторону. «Мы скорее уступим в сегменте «качай или плати». Газпром пойдет на уступку, согласившись взять на себя обязательство по условию «качай или плати» на 20–40 млрд кубометров. В 2020 году у нас в любом случае остается «лишними» 30–40 млрд кубов. А Киев, соответственно, должен будет пойти на уступку по стоимости транзита. Каждая сторона потом будет говорить, что противник уступил больше», – рассуждает Юшков. Решающее слово достанется арбитру – Брюсселю, который должен будет убедить Украину сбавить обороты.

Плохая новость для «Нафтогаза» в том, что к 2021 году обходные трубы с большой вероятностью уже смогут запустить на полную мощность. А значит, рычагов для шантажа у него не останется. 

 

Впрочем, объемы прокачки газа через Украину после 2021 года будут зависеть даже не от «Газпрома», а от спроса со стороны европейских потребителей. Если их потребности в топливе продолжат расти, то весь этот дополнительный объем газа «Газпром» и будет прокачивать через Украину. Ориентировочно «Нафтогаз» может рассчитывать на 10–15 млрд кубов в год. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 01.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики