Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Транссиб" до Вены доведет

"Транссиб" до Вены доведет

Австрия может инвестировать не только в "Северный", но и в "Турецкий поток"

Визит в Австрию президента Владимира Путина выглядит просто идеальным. Никаких неприятных тем во время переговоров. Плюс призывы местных политиков снять с РФ санкции. Да и повод был замечательный – 50 лет бесперебойных поставок советского и российского газа в Европу. За полвека в альпийскую республику ушли 200 млрд куб. м сибирского топлива (примерно в таком объеме от «Газпрома» ждут рекорда экспорта в Европу в 2018 году).

Во вторник президент Владимир Путин посетил столицу Австрии Вену с рабочим визитом, который приурочили к 50-летию начала экспорта природного газа в эту страну. 1 июня 1968 года был подписан договор о поставках из СССР 142 млн куб. м ежегодно. С тех пор этот объем увеличился более чем в 64 раза, в 2017 году Россия экспортировала рекордные 9,1 млрд куб. м. Всего за 50 лет в эту страну поставлено около 220 млрд куб. м.

Накануне визита кремлевские чиновники подчеркивали особые отношения двух стран (за все время ни разу не возникали спорные ситуации по поставкам топлива). В Австрию Владимиру Путину наверняка приятно съездить. Это одна из немногих стран в Европе, с которой у РФ сохранились ровные, а в последнее время так прямо теплые отношения. Австрия не стала высылать российских дипломатов из-за «дела Скрипалей», австрийские политики недвусмысленно высказываются о необходимости снятия санкций с России. Не случайно эта альпийская страна стала первым адресом для международного визита Путина после инаугурации на новый срок.

Владимир Путин впервые встретился вчера с президентом Александром Ван дер Белленом. А вот встреча с канцлером Себастьяном Курцем была уже второй в этом году. 

В рамках визита обсуждались вопросы избежания двойного налогообложения, сотрудничества в сфере инноваций и лесного хозяйства. Но главное событие визита оказалось связано с газом: российский «Газпром» и австрийская OMV договорились развивать сотрудничество до 2040 года. Эксперты уже накануне визита отмечали, что Вена вряд ли остановится на участии в строительстве газопровода «Северный поток – 2». Причем австрийцев не пугают антироссийские санкции. Председатель правления австрийской OMV Райнер Зеле заявлял, что не видит причин для компании изменить свою работу в России из-за санкций США против главы «Газпрома». Он также говорил, что нужно повысить уровень надежности поставок газа из России. По его словам, дополнительные объемы газа из РФ как никогда необходимы Европе.

«Австрийская OMV может принять участие в проекте «Турецкий поток», – рассказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Австрийцев в проекте интересует в основном вторая нитка газопровода, которая пойдет из России в Турцию и далее в Болгарию. Дальнейший маршрут, вероятно, будет совпадать со старым маршрутом газопровода «Южный поток» – из Болгарии в Сербию, далее в Венгрию и заканчивается в Австрии». Эксперт считает, что австрийцы примут участие в «Турецком потоке» из-за того, что Австрия является конечной точкой данного проекта, «OMV может принять в нем участие. Однако, учитывая пример «Северного потока – 2», когда польский антимонопольный комитет заблокировал создание совместного предприятия, а именно продажу «Газпромом» по 10% в компании – операторе Nord Stream-2, компания OMV может пойти по пути выделения кредита на строительство «Турецкого потока». Именно в такой форме OMV и другие европейские компании участвуют в «Северном потоке – 2», – пояснил Юшков. Через австрийский газовый хаб в Баумгартене сегодня проходит транзитом около 30 млрд куб. м топлива в Италию, Францию, Германию, Венгрию, Словению и Хорватию.

Австрия – не самый весомый партнер для России в измерении денежных потоков. Но зато отношения с Веной стабильно хорошие, пожалуй, с тех пор, как СССР сыграл ключевую роль в создании независимой Австрии после Второй мировой войны. И, кстати, договор на поставку газа в 1968 году Австрия подписала с СССР первой из западных стран.

Путин уже во время визита Курца в Москву в феврале рассказывал об особенностях российско-австрийского товарооборота. В 2017 году он вырос на 40,5% – до 4,1 млрд долл. Экспорт из России достиг 1,9 млрд долл. за счет продажи газа, руды. Он также отмечал, что российские инвестиции в экономику Австрии достигли 23 млрд долл., а австрийские в российскую – 5 млрд долл.

«В Австрию газ поставляют только две страны – Россия и Норвегия. На долю «Газпрома» приходится 93% поставок 2017 года, – поясняет Игорь Юшков. – У наших стран сильная взаимная интеграция, «Газпром» и OMV осуществляют обмен активами. Австрии выгодно получать из России газ, так как «Газпром» предоставляет выгодную цену и необходимые Вене объемы. Кроме того, чем больше будет проходить через Австрию российского газа, тем выгоднее Вене, так как это и прибыль от транзита, и повышение статуса Австрии как крупного европейского хаба. А для этого нужно, чтобы российский газ не дискриминировался на европейском рынке. Так что тут российские и австрийские интересы совпадают».

Чтобы как-то разбавить всепоглощающую тему газовых поставок, вчера реанимировали проект строительства железной дороги от словацкого Кошице до Вены с шириной колеи 1520 мм, как в России и Украине. Помощник президента Юрий Ушаков рассказывал, что проект пока находится в ранней стадии проработки, но, по его словам, железнодорожники и Австрии, и России заинтересованы в его реализации, так как он поможет связать европейские и азиатские рынки. Ушаков назвал проект не только интересным, но и броским. Ранее Министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии сообщало, что строительство, в результате которого Транссибирская магистраль будет продлена до Вены, может быть начато в 2023 году. Инвестиции в проект оценивались в 6,5 млрд евро. Строительство широкой колеи до Вены для России – это выгодный экономический и геополитический проект, считает глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «РЖД много внимания уделяли этому проекту, однако события 2014 года привели к переоценке шансов на реализацию, – сказал «НГ» Иванкин. – Если исходить из текущих реалий, то Украина может притормозить реализацию проекта».    

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 06.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики