Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Согласование правительством с нефтяниками параметров налогового маневра, где экспортная пошлина постепенно обнулится за 6 лет, призвано наполнить российский бюджет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ‍Игорь Юшков

"Основным бенефициаром налогового маневра в нефтяной отрасли станет российских бюджет – инициированы изменения Минфином, прямая задача которого наполнять и балансировать государственную "кубышку". Суть маневра проста. Раньше так называемую природную ренту с нефтедобычи собирали в два этапа – одну половину в виде налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) с извлеченного на скважине сырья, вторую - в виде налога на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов.

С введением изменений природная рента будет полностью изыматься в виде НДПИ при извлечении нефти из недр, экспортные пошлины постепенно снижаются до обнуления. При этом возрастает налогооблагаемая база, так как раньше нефть, перерабатываемая для внутрироссийских нужд, пошлинами не облагалась. В итоге денег в бюджет поступает больше - задача Минфина, казалось бы, решена. Однако есть у этой инициативы "подводные камни", которые призван ликвидировать отрицательный акциз", - отмечает специалист.

По данным СМИ, вице-премьер Дмитрий Козак на совещании с представителями нефтяных компаний согласованы ключевые параметры завершения налогового маневра в отрасли. По сути подразумевается отмена вывозных экспортных пошлин на нефть - снижение на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Обратный акциз - это налоговый вычет для НПЗ. Минэнерго ранее заявляло, что такие преференции могут получить заводы, инвестирующие в модернизацию.

"У маневра есть недостаток – для российских НПЗ цена закупаемой нефти вырастет, так как ее изначально уже обкладывают дополнительной пошлиной. Для наших заводов нефть будет стоить столько же, сколько для иностранных покупателей минус цена доставки. Соответственно этот фактор будет заводами заложен в стоимость бензина и дизтоплива.

Потому главным вопросом всего маневра становится – как избежать удорожания продуктов нефтепереработки. Именно для этого нужен отрицательный акциз – правительство компенсирует НПЗ разницу удорожания сырья. Остается установить параметры акциза и решить, кому он положен. Кроме того, добывающим компаниям после сбора всей природной ренты в виде НДПИ может показаться не интересным производить бензин и дизтопливо для российского рынка – с тем же успехом можно направить на экспорт. Или они максимально переключатся на внутреннего потребителя – эти механизмы отрегулирует рынок ", - считает эксперт.

Фактор рынка

В части отмены пошлины правительство поддержало позицию Минфина. При этом вопрос введения отрицательного акциза на нефть для НПЗ ранее лоббировал Минэнерго. "В кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра. В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний", - сказал Дмитрий Козак. 

Ранее вице-премьер уже проводил совещание с нефтяниками, на котором была достигнута договоренность с крупными нефтяными компаниями, которые занимают около 60% рынка, о замораживании оптовых и розничных цен по состоянию на 30 мая. Нефтяники пообещали увеличить поставки на внутренний рынок моторного топлива. По данным Росстата, цены на бензин в РФ в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении - на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации правительство с 1 июня принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а также отменено решение о росте акцизов на 700 рублей с 1 июля.

"Обратный акциз – серьезный стимул для реконструкции всей нефтеперерабатывающей отрасли в стране. Не секрет, что сейчас одни НПЗ в стране перерабатывают нефть эффективнее других за счет использования более современных технологий, и правительство хочет подстегнуть игроков к модернизации. Льготы и субсидии получат только те, кто инвестирует в лучшую переработку. Мини-НПЗ уйдут с рынка, так как у них, как правило, небольшая глубина переработки нефти.

В итоге, скорее всего, устаревшие заводы вынуждены будут уйти с рынка – останутся более современные и обеспеченные, они и возьмут на себя освободившиеся объемы. Однако параметры, кому и в каком объемы положены субсидии, какие требования правительство выдвинет к НПЗ – все это будет обсуждаться еще долго. Смысл маневра в том, что субсидии получат не все.

В результате проводимых изменений стоимость топлива в России немного повысится – не так стремительно, как это происходит сейчас, и отрицательный акциз львиную долю компенсирует. Кроме того, этот процесс будет растянут во времени – налоговый маневр завершится к 2024 году. До этого времени внутренний рынок переработки уже перестроится и будет распределен отрицательный акциз. Бюджет РФ получит дополнительные средства", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 07.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики