Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Согласование правительством с нефтяниками параметров налогового маневра, где экспортная пошлина постепенно обнулится за 6 лет, призвано наполнить российский бюджет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ‍Игорь Юшков

"Основным бенефициаром налогового маневра в нефтяной отрасли станет российских бюджет – инициированы изменения Минфином, прямая задача которого наполнять и балансировать государственную "кубышку". Суть маневра проста. Раньше так называемую природную ренту с нефтедобычи собирали в два этапа – одну половину в виде налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) с извлеченного на скважине сырья, вторую - в виде налога на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов.

С введением изменений природная рента будет полностью изыматься в виде НДПИ при извлечении нефти из недр, экспортные пошлины постепенно снижаются до обнуления. При этом возрастает налогооблагаемая база, так как раньше нефть, перерабатываемая для внутрироссийских нужд, пошлинами не облагалась. В итоге денег в бюджет поступает больше - задача Минфина, казалось бы, решена. Однако есть у этой инициативы "подводные камни", которые призван ликвидировать отрицательный акциз", - отмечает специалист.

По данным СМИ, вице-премьер Дмитрий Козак на совещании с представителями нефтяных компаний согласованы ключевые параметры завершения налогового маневра в отрасли. По сути подразумевается отмена вывозных экспортных пошлин на нефть - снижение на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Обратный акциз - это налоговый вычет для НПЗ. Минэнерго ранее заявляло, что такие преференции могут получить заводы, инвестирующие в модернизацию.

"У маневра есть недостаток – для российских НПЗ цена закупаемой нефти вырастет, так как ее изначально уже обкладывают дополнительной пошлиной. Для наших заводов нефть будет стоить столько же, сколько для иностранных покупателей минус цена доставки. Соответственно этот фактор будет заводами заложен в стоимость бензина и дизтоплива.

Потому главным вопросом всего маневра становится – как избежать удорожания продуктов нефтепереработки. Именно для этого нужен отрицательный акциз – правительство компенсирует НПЗ разницу удорожания сырья. Остается установить параметры акциза и решить, кому он положен. Кроме того, добывающим компаниям после сбора всей природной ренты в виде НДПИ может показаться не интересным производить бензин и дизтопливо для российского рынка – с тем же успехом можно направить на экспорт. Или они максимально переключатся на внутреннего потребителя – эти механизмы отрегулирует рынок ", - считает эксперт.

Фактор рынка

В части отмены пошлины правительство поддержало позицию Минфина. При этом вопрос введения отрицательного акциза на нефть для НПЗ ранее лоббировал Минэнерго. "В кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра. В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний", - сказал Дмитрий Козак. 

Ранее вице-премьер уже проводил совещание с нефтяниками, на котором была достигнута договоренность с крупными нефтяными компаниями, которые занимают около 60% рынка, о замораживании оптовых и розничных цен по состоянию на 30 мая. Нефтяники пообещали увеличить поставки на внутренний рынок моторного топлива. По данным Росстата, цены на бензин в РФ в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении - на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации правительство с 1 июня принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а также отменено решение о росте акцизов на 700 рублей с 1 июля.

"Обратный акциз – серьезный стимул для реконструкции всей нефтеперерабатывающей отрасли в стране. Не секрет, что сейчас одни НПЗ в стране перерабатывают нефть эффективнее других за счет использования более современных технологий, и правительство хочет подстегнуть игроков к модернизации. Льготы и субсидии получат только те, кто инвестирует в лучшую переработку. Мини-НПЗ уйдут с рынка, так как у них, как правило, небольшая глубина переработки нефти.

В итоге, скорее всего, устаревшие заводы вынуждены будут уйти с рынка – останутся более современные и обеспеченные, они и возьмут на себя освободившиеся объемы. Однако параметры, кому и в каком объемы положены субсидии, какие требования правительство выдвинет к НПЗ – все это будет обсуждаться еще долго. Смысл маневра в том, что субсидии получат не все.

В результате проводимых изменений стоимость топлива в России немного повысится – не так стремительно, как это происходит сейчас, и отрицательный акциз львиную долю компенсирует. Кроме того, этот процесс будет растянут во времени – налоговый маневр завершится к 2024 году. До этого времени внутренний рынок переработки уже перестроится и будет распределен отрицательный акциз. Бюджет РФ получит дополнительные средства", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 07.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики