Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Ставка на акциз: нефтяной налоговый маневр учтет интересы россиян в ценах на бензин

Согласование правительством с нефтяниками параметров налогового маневра, где экспортная пошлина постепенно обнулится за 6 лет, призвано наполнить российский бюджет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ‍Игорь Юшков

"Основным бенефициаром налогового маневра в нефтяной отрасли станет российских бюджет – инициированы изменения Минфином, прямая задача которого наполнять и балансировать государственную "кубышку". Суть маневра проста. Раньше так называемую природную ренту с нефтедобычи собирали в два этапа – одну половину в виде налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) с извлеченного на скважине сырья, вторую - в виде налога на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов.

С введением изменений природная рента будет полностью изыматься в виде НДПИ при извлечении нефти из недр, экспортные пошлины постепенно снижаются до обнуления. При этом возрастает налогооблагаемая база, так как раньше нефть, перерабатываемая для внутрироссийских нужд, пошлинами не облагалась. В итоге денег в бюджет поступает больше - задача Минфина, казалось бы, решена. Однако есть у этой инициативы "подводные камни", которые призван ликвидировать отрицательный акциз", - отмечает специалист.

По данным СМИ, вице-премьер Дмитрий Козак на совещании с представителями нефтяных компаний согласованы ключевые параметры завершения налогового маневра в отрасли. По сути подразумевается отмена вывозных экспортных пошлин на нефть - снижение на 5% в год в течение шести лет, а также введение отрицательного акциза на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Обратный акциз - это налоговый вычет для НПЗ. Минэнерго ранее заявляло, что такие преференции могут получить заводы, инвестирующие в модернизацию.

"У маневра есть недостаток – для российских НПЗ цена закупаемой нефти вырастет, так как ее изначально уже обкладывают дополнительной пошлиной. Для наших заводов нефть будет стоить столько же, сколько для иностранных покупателей минус цена доставки. Соответственно этот фактор будет заводами заложен в стоимость бензина и дизтоплива.

Потому главным вопросом всего маневра становится – как избежать удорожания продуктов нефтепереработки. Именно для этого нужен отрицательный акциз – правительство компенсирует НПЗ разницу удорожания сырья. Остается установить параметры акциза и решить, кому он положен. Кроме того, добывающим компаниям после сбора всей природной ренты в виде НДПИ может показаться не интересным производить бензин и дизтопливо для российского рынка – с тем же успехом можно направить на экспорт. Или они максимально переключатся на внутреннего потребителя – эти механизмы отрегулирует рынок ", - считает эксперт.

Фактор рынка

В части отмены пошлины правительство поддержало позицию Минфина. При этом вопрос введения отрицательного акциза на нефть для НПЗ ранее лоббировал Минэнерго. "В кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра. В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний", - сказал Дмитрий Козак. 

Ранее вице-премьер уже проводил совещание с нефтяниками, на котором была достигнута договоренность с крупными нефтяными компаниями, которые занимают около 60% рынка, о замораживании оптовых и розничных цен по состоянию на 30 мая. Нефтяники пообещали увеличить поставки на внутренний рынок моторного топлива. По данным Росстата, цены на бензин в РФ в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении - на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации правительство с 1 июня принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а также отменено решение о росте акцизов на 700 рублей с 1 июля.

"Обратный акциз – серьезный стимул для реконструкции всей нефтеперерабатывающей отрасли в стране. Не секрет, что сейчас одни НПЗ в стране перерабатывают нефть эффективнее других за счет использования более современных технологий, и правительство хочет подстегнуть игроков к модернизации. Льготы и субсидии получат только те, кто инвестирует в лучшую переработку. Мини-НПЗ уйдут с рынка, так как у них, как правило, небольшая глубина переработки нефти.

В итоге, скорее всего, устаревшие заводы вынуждены будут уйти с рынка – останутся более современные и обеспеченные, они и возьмут на себя освободившиеся объемы. Однако параметры, кому и в каком объемы положены субсидии, какие требования правительство выдвинет к НПЗ – все это будет обсуждаться еще долго. Смысл маневра в том, что субсидии получат не все.

В результате проводимых изменений стоимость топлива в России немного повысится – не так стремительно, как это происходит сейчас, и отрицательный акциз львиную долю компенсирует. Кроме того, этот процесс будет растянут во времени – налоговый маневр завершится к 2024 году. До этого времени внутренний рынок переработки уже перестроится и будет распределен отрицательный акциз. Бюджет РФ получит дополнительные средства", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 07.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики