Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Акцизы все равно не компенсируют нефтяникам потери»

«Акцизы все равно не компенсируют нефтяникам потери»

Константин Cимонов — о ситуации с ценами на топливо

Федеральная антимонопольная служба услышала Владимира Путина. Сразу после «Прямой линии» с президентом, на которой поднималась тема высоких цен на бензин, появились сообщения о том, что ФАС возбудила несколько уголовных дел в регионах и выписала несколько предупреждений игрокам рынка, а также усилила контроль за ростом цен на топливо, особенно на Дальнем Востоке. Взлет роста стоимости топлива объясняется чрезмерной налоговой нагрузкой на нефтяные компании и был ожидаем, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Насколько меры, которые уже приняты, которые прозвучали сегодня во время «Прямой линии», достаточны для того, чтобы были заморожены цены на бензин?

— Как вы понимаете, речь идет фактически о ручном управлении в данной ситуации, когда через Козака президент дает команду нефтяным компаниям прекратить рост цен на бензин. Конечно, мы понимаем, что при отсутствии такого рода приказов никакой заморозки не было. И мы знаем, что уже после инаугурации, после аппаратного усиления Силуанова, правительство подготовило нефтяникам ряд весьма неприятных сюрпризов. Это, прежде всего, ускоренное завершение налогового маневра, который может опустошить карманы нефтяных компаний более чем на 1,5 трлн за ближайшие шесть лет. И соответственно, понятно, что нефтяные компании пытаются хоть как-то компенсировать эти потери. А компенсировать как? Не является секретом, что у нас на топливном рынке есть олигополия. Конечно, нефтяные компании вполне способны повышать стоимость бензина, и никакие продажи на биржах не помогут. Поэтому здесь мы видим, что, по сути дела, ведь точно так же цены держались стабильными накануне президентских выборов. И если бы не было тогда приказа, то рост цен был бы растянут во времени, не был бы так заметен, а так нефтяникам еще пришлось компенсировать заморозку цен в прошлые периоды. Но сейчас как бы правительство им бросило косточку небольшую, снизило акцизы. Причем сначала хотели с 1 июля, потом с 1 июня. Ну, объективно, конечно, эти акцизы все равно не компенсируют нефтяникам те потери, которые подготовит для них Минфин.

— Но ведь снижение акцизов — все равно временная мера. Тем более известно, что с 1 января следующего года акцизы пойдут вверх — соответственно, нам что, ждать повторения этого всплеска на рынке бензина?

— Вы наверняка читали майский указ, он требует приличных денег, эти деньги брать неоткуда. Точнее, если есть у нас источник денег в стране, то вы понимаете, где он находится — это как раз карманы нефтегазовых компаний. Соответственно, как ни крути, кабинет министров не имеет другой возможности. Нефтегазовые компании, естественно, будут искать возможность хоть как-то компенсировать рост налогов. Самый простой способ это сделать — повысить цены на внутреннем рынке.

— Получается, что эти 8 трлн руб. вынуждены будут платить простые граждане?

— 8 трлн — это вы, конечно, такую красивую для нефтяников картину нарисовали, что они смогут 8 трлн забрать. Конечно, 8 трлн через неделю вы не получите, но частично компенсировать поиск этих не найденных триллионов нефтяники будут через рост цен на топливо. Поэтому, конечно, надо понимать, что цены на топливо будут только расти. Соответственно, задача с этими акцизами заключается в том, чтобы хоть как-то попытаться эту ситуацию смикшировать и отказаться от взрывного роста.

— Во время «Прямой линии» прозвучало такое разделение точек зрения: Александр Новак предложил в качестве одного из вариантов увеличение экспортных пошлин на нефть, с чем президент не согласился. Почему?

— Там речь шла о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты, и это тоже, кстати, большой вопрос. Почему? Потому что одна из тем, которую нефтяники постоянно поднимают, — понимание того, каким будет налоговый режим через несколько лет. Потому что нефтяная индустрия — это отрасль с достаточно длинным инвестиционным циклом. Если постоянно менять в ней налоговые правила игры, извините, как вы будете принимать инвестиционные решения? Цикл от первого вложенного рубля до первой полученной нефти от месторождения может составлять 5–8 лет. И вы должны понимать, что будет с налоговым режимом, когда вы эту нефть начнете производить. А отрасль, к сожалению, находится в ситуации, когда налоговое право постоянно меняется. Тема достаточно долгая, смысл заключается в том, что нефтяники не могут получить какого-то вменяемого понимания, что будет с налогами, скажем, в следующие пять лет.

Беседовал Рамаз Чиаурели 

Источник: Коммерсантъ FM, 07.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики