Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Акцизы все равно не компенсируют нефтяникам потери»

«Акцизы все равно не компенсируют нефтяникам потери»

Константин Cимонов — о ситуации с ценами на топливо

Федеральная антимонопольная служба услышала Владимира Путина. Сразу после «Прямой линии» с президентом, на которой поднималась тема высоких цен на бензин, появились сообщения о том, что ФАС возбудила несколько уголовных дел в регионах и выписала несколько предупреждений игрокам рынка, а также усилила контроль за ростом цен на топливо, особенно на Дальнем Востоке. Взлет роста стоимости топлива объясняется чрезмерной налоговой нагрузкой на нефтяные компании и был ожидаем, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Насколько меры, которые уже приняты, которые прозвучали сегодня во время «Прямой линии», достаточны для того, чтобы были заморожены цены на бензин?

— Как вы понимаете, речь идет фактически о ручном управлении в данной ситуации, когда через Козака президент дает команду нефтяным компаниям прекратить рост цен на бензин. Конечно, мы понимаем, что при отсутствии такого рода приказов никакой заморозки не было. И мы знаем, что уже после инаугурации, после аппаратного усиления Силуанова, правительство подготовило нефтяникам ряд весьма неприятных сюрпризов. Это, прежде всего, ускоренное завершение налогового маневра, который может опустошить карманы нефтяных компаний более чем на 1,5 трлн за ближайшие шесть лет. И соответственно, понятно, что нефтяные компании пытаются хоть как-то компенсировать эти потери. А компенсировать как? Не является секретом, что у нас на топливном рынке есть олигополия. Конечно, нефтяные компании вполне способны повышать стоимость бензина, и никакие продажи на биржах не помогут. Поэтому здесь мы видим, что, по сути дела, ведь точно так же цены держались стабильными накануне президентских выборов. И если бы не было тогда приказа, то рост цен был бы растянут во времени, не был бы так заметен, а так нефтяникам еще пришлось компенсировать заморозку цен в прошлые периоды. Но сейчас как бы правительство им бросило косточку небольшую, снизило акцизы. Причем сначала хотели с 1 июля, потом с 1 июня. Ну, объективно, конечно, эти акцизы все равно не компенсируют нефтяникам те потери, которые подготовит для них Минфин.

— Но ведь снижение акцизов — все равно временная мера. Тем более известно, что с 1 января следующего года акцизы пойдут вверх — соответственно, нам что, ждать повторения этого всплеска на рынке бензина?

— Вы наверняка читали майский указ, он требует приличных денег, эти деньги брать неоткуда. Точнее, если есть у нас источник денег в стране, то вы понимаете, где он находится — это как раз карманы нефтегазовых компаний. Соответственно, как ни крути, кабинет министров не имеет другой возможности. Нефтегазовые компании, естественно, будут искать возможность хоть как-то компенсировать рост налогов. Самый простой способ это сделать — повысить цены на внутреннем рынке.

— Получается, что эти 8 трлн руб. вынуждены будут платить простые граждане?

— 8 трлн — это вы, конечно, такую красивую для нефтяников картину нарисовали, что они смогут 8 трлн забрать. Конечно, 8 трлн через неделю вы не получите, но частично компенсировать поиск этих не найденных триллионов нефтяники будут через рост цен на топливо. Поэтому, конечно, надо понимать, что цены на топливо будут только расти. Соответственно, задача с этими акцизами заключается в том, чтобы хоть как-то попытаться эту ситуацию смикшировать и отказаться от взрывного роста.

— Во время «Прямой линии» прозвучало такое разделение точек зрения: Александр Новак предложил в качестве одного из вариантов увеличение экспортных пошлин на нефть, с чем президент не согласился. Почему?

— Там речь шла о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты, и это тоже, кстати, большой вопрос. Почему? Потому что одна из тем, которую нефтяники постоянно поднимают, — понимание того, каким будет налоговый режим через несколько лет. Потому что нефтяная индустрия — это отрасль с достаточно длинным инвестиционным циклом. Если постоянно менять в ней налоговые правила игры, извините, как вы будете принимать инвестиционные решения? Цикл от первого вложенного рубля до первой полученной нефти от месторождения может составлять 5–8 лет. И вы должны понимать, что будет с налоговым режимом, когда вы эту нефть начнете производить. А отрасль, к сожалению, находится в ситуации, когда налоговое право постоянно меняется. Тема достаточно долгая, смысл заключается в том, что нефтяники не могут получить какого-то вменяемого понимания, что будет с налогами, скажем, в следующие пять лет.

Беседовал Рамаз Чиаурели 

Источник: Коммерсантъ FM, 07.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики