Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил вероятность одобрения строительства «Северного потока — 2» Данией

Эксперт оценил вероятность одобрения строительства «Северного потока — 2» Данией

Правительство Швеции выдало компании Nord Stream 2 AG, оператору строительства газопровода «Северный поток — 2», разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) страны.

Правительство Швеции выдало разрешение из-за того, что они не могли нарушить нормы международного права и обязательства по конвенциям. Они официально заявили, что, несмотря на то, что они в принципе выступают против того, чтобы российский газопровод строился, но воспрепятствовать они этому не могут из-за отсутствия юридических оснований.

Хорошо, что они не стали прибегать к надуманным антиправовым действиям политического характера и решили действовать в рамках правового поля.

«Северный поток — 2» принесет выгоду Евросоюзу, членом которого Швеция является, значит опосредованно, выгоду получит и Швеция. Хотя сама она потребляет очень мало газа, у них очень высокая доля атома и угля в энергобалансе. В свое время они не приняли решение о том, чтобы увеличить потребление газа, хотя такие дискуссии велись.

Теперь осталось получить разрешение от Дании. Тут нужно понимать, что ситуация в этой стране более сложная, чем в Швеции, и это связано с тем, что под давлением извне датский парламент принял поправки в законодательство уже в процессе рассмотрения заявки оператора «Северного потока — 2» на получение разрешения на строительство.

Поскольку газопровод будет проходить по территориальным водам Дании, ее парламент этими поправками ввел в процесс выдачи разрешения МИД, хотя это министерство, конечно, никак не может оценить ни техническую, ни экологическую сторону вопроса. Теперь же у них есть возможность отказать в строительстве газопровода в территориальных водах на основе политических факторов.

Этот законопроект вступил в силу, что на самом деле представляет собой попытку изменить правила игры задним числом, и теперь Дания может им воспользоваться и отказаться в выдаче разрешения по заявленному маршруту.

Однако у Nord Stream 2 AG есть альтернативный маршрут, который проходит через экономические воды Дании в обход территориальных. В случае отказа по политическим причинам на стройку в территориальных водах, будет подана заявка на альтернативный маршрут, где Дания уже окажется в той же ситуации, что и Швеция, и она должна будет выдать разрешение без каких-либо претензий и политических аргументов.

Самое любопытное это то, что в свое время, когда рассматривалось разрешение на строительство первого «Северного потока», именно правительство Дании и датские регуляторы просили компанию оператора выбрать маршрут через территориальные воды страны, а не через экономическую зону.

Сейчас сложно сказать, как поведет себя Дания. На нее будет оказывать давление тот факт, что она осталась последней, и ей будет трудно заблокировать проект, который реализуется в том числе при поддержке и участии Германии. С другой стороны, на Данию сейчас очень сильно давят США для того, чтобы они создавали препятствия на пути реализации проекта. Какой фактор окажется более весомым, покажет время. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель директора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: RNS, 07.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики