Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство по-новому настроит налоги в «нефтянке»: Как это скажется на ценах на бензин

Правительство по-новому настроит налоги в «нефтянке»: Как это скажется на ценах на бензин

Налоговый маневр должен стабилизировать цены на бензин. Или поспособствует их росту?

Минфин подготовил законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Документ обсудят 14 июня на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. А затем через неделю – на заседании правительства.

«Маневрируют» в нефтянке уже несколько лет. Смысл «маневра» - снижение экспортных пошлин одновременно с повышением налога на добычу полезных ископаемых. То что в итоге получилось, многие эксперты считают одной из главных причин нынешнего резкого роста цен на бензин. Экспортировать нефть стало выгоднее, чем продавать ее на внутреннем рынке.

Завершать маневр предполагалось так: в течение следующих шести лет постепенно снизить нефтяникам экспортные пошлины до нуля. Одновременно повышать дальше налог на добычу полезных ископаемых. Такой финт должен был принести в бюджет порядка 1,6 трлн рублей. Вот только непонятно, насколько при этом еще бы выросли цены на бензин, которые власти уже который день обещают сдерживать.

Минфин это учел и предложил несколько послаблений для нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. При нынешнем курсе рубля — это 3 тысячи рублей на тонну перерабатываемого сырья. Фактически, государство будет приплачивать тем, кто будет производить бензин для страны. Кроме того, бюджет будет возвращать заводам 50% от разницы между экспортной ценой на топливо и ценой для внутреннего рынка. Конечно, только тем заводам, которые будут работать на российского потребителя.

Все эти меры должны привести к тому, что бензин дальше будет расти в цене максимум на 1% в год. Но эксперты сомневаются в их эффективности.

- Налоговый маневр в любом случае приведет к подорожанию бензина из-за экспортных пошлин, которые падают до нуля. Другое дело, что процесс будет плавным. План правительства рассчитан до 2024 года, - говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. – Конечно, все, что предлагается по акцизам, будет это подорожание сдерживать. Тем не менее здесь можно говорить в лучшем случае о стабилизации цен на топливо на нынешнем уровне, но никак не об их снижении. «Нефтянка» до сих пор очень монополизирована. Эта сложившаяся монополия – главная причина роста цен на бензин. Смена уклада в пользу здоровой рыночной конкуренции пока не просматривается. А упреки Федеральной антимонопольной службы выглядят слабо и неубедительно.

Тем временем, вице-премьер России Дмитрий Козак сделал «оптимистическое» заявление. По его словам, правительство не допустит роста цен на бензин до 100 рублей.

- У правительства достаточно инструментов для того, чтобы регулировать ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо, — подчеркнул он.

Сейчас, по данным Росстата, средняя цена на А-95 – 44,6 рублей. На А92 - 41,8 рублей. С начала года стоимость автомобильного топлива выросла на 8%. 

Автор: Александра Козлова

Источник: Комсомольская правда, 13.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики