Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко надеется на поддержку Вашингтона в борьбе с «Газпромом»

Порошенко надеется на поддержку Вашингтона в борьбе с «Газпромом»

Украина пытается создать в ЕС группу по противодействию "Северному потоку – 2"

Киев объявил в понедельник о создании в Евросоюзе группы, которая должна блокировать строительство российского газопровода «Северный поток – 2». Кроме того, там сообщили о переговорах с Германией, которой предлагается поучаствовать в международном консорциуме по управлению газотранспортной системой Украины, но только в обмен на отказ от российской трубы.

«Мы сейчас создаем группу в Евросоюзе, которая должна остановить «Северный поток – 2», – написал вчера в соцсетях президент Украины Петр Порошенко. – Именно поэтому мы активно ведем переговоры с Германией. Приглашаем их делать международный консорциум по управлению государственной газотранспортной системой Украины. Но условием участия является остановка «Северного потока – 2».

Он сообщил, что не будет раскрывать все инструменты, которые группа применяет для того, чтобы остановить строительство «Северного потока – 2», но выразил надежду, что его удастся остановить. Новой группе в ЕС, по-видимому, должна быть оказана поддержка из-за океана. «…Наши партнеры из США также решительно настроены. И никто против санкций США тоже не пойдет», – написал Порошенко в своем блоге.

Вчера же Украина сделала свой ход в тянущейся уже годами тяжбе по этому контракту (а также по поставкам газа в саму Украину) – «Нафтогаз» подал представление в шведский Апелляционный суд округа Свеа, который 13 июня приостановил исполнение решения Стокгольмского арбитража. Напомним, что арбитраж вынес решение не в пользу «Газпрома», а когда украинская сторона не дождалась присужденных ей 2,6 млрд долл., то с помощью приставов приступил к аресту имущества российской компании в Голландии и Швейцарии. Решение апелляционного суда, по сути, наложило запрет на аресты, и вот теперь Украина представит в него свои контраргументы.С каждым днем все ближе момент, когда в конце 2019 года прекратит свое действие контракт на транзит российского газа в Европу по территории Украины. Это грозит Незалежной потерей 3 млрд долл. ежегодно, посчитал вчера Порошенко.

По-видимому, не уповая на европейскую Фемиду, Петр Порошенко и решил прибегнуть к европейской бюрократии. Причем, судя по его заявлению, речь идет сразу о реформе управления в ЕС.

«Я не знаю в Евросоюзе инструментов для создания страной – нечленом союза какой-либо группы по той или иной теме», – сказал «НГ» руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. Эксперт считает высказывание Петра Порошенко политической риторикой. «По-видимому, в данном случае речь идет просто о мыслях вслух и понятном желании использовать противоречия, имеющиеся в ЕС по вопросу строительства СП-2», – говорит Мироненко.

«Проукраинская группа в ЕС вряд ли может быть организована на формальной основе, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Сама Украина частью ЕС не является и инструментов влияния на политику евробюрократии не имеет. 

Правительства отдельных стран (Польши, Литвы) Украине симпатизируют, но ни в Европейской комиссии, ни в Совете ЕС не предусмотрено создание официальных политических групп». Эксперты полагают, что некий клуб по интересам внутри ЕС возможен, но многое зависит от его названия.

«Мне кажется, что именно с такой формулировкой, с четким позиционированием – для борьбы с СП-2 – создать какую-либо группу не удастся, – сказал «НГ» доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. – Но это не исключает создания, например, объединения с лозунгом диверсификации источников поставки энергоносителей в ЕС».

По мнению Митраховича, Порошенко не раскрывает «список своих инструментов» именно потому, что эффективных инструментов для остановки СП-2 ни у Украины, ни у ее симпатизантов в ЕС просто нет.

«Позиции заинтересованной в строительстве Германии очень сильны в Совете ЕС, который мешает Еврокомиссии распространить газовую директиву ЕС на СП-2, тем самым фактически защищая его. Еврокомиссия же не сможет сильно навредить стройке СП-2 без согласия Совета ЕС», – говорит Митрахович.

В понедельник вице-министр энергетики Польши Михал Куртыка заявил, что его страна требует от Евросоюза ускорения работы над внесением изменений в газовую директиву, которые усложнят строительство российского газопровода «Северный поток – 2».

В ноябре прошлого года Еврокомиссия выступила с предложением внести изменения в газовую директиву ЕС, которые могли бы приравнять подводные газопроводы «Газпрома» к внутренним, подпадающим под регулирование ЕС. Однако ставшую в январе 2018 года председателем в ЕС Болгарию подозревают в торможении этой работы. А с 1 июля президентство в ЕС перейдет к Австрии, которую и пытаются «простимулировать» поляки.

Что касается идеи разменять участие Германии в «международном консорциуме» по управлению ГТС Украины на строительство СП-2, то опрошенные «НГ» эксперты не взялись спрогнозировать варианты, при которых ФРГ пошла бы на это.

«Это старая идея, ей уже много лет. Газопровод (в Украине. – «НГ») требует немалых средств для поддержания в рабочем состоянии. У Ангелы Меркель помимо того, что принципиальное решение по вопросу СП-2 уже принято, не та ситуация, чтобы кроме проблем с мигрантами брать на себя еще и «трубу», – говорит Мироненко.

«Немцы могут согласиться участвовать в консорциуме по управлению лишь малой частью украинской ГТС, которая может быть востребованной после ввода на полную мощность СП-2 и «Турецкого потока», – рассуждает Митрахович. – «Газпром» тоже не отрицает возможности сохранения небольшой части транзита, что будет необходимо для поставок в Приднестровье (что политически важно) и некоторые соседние страны. Сохранение хотя бы части транзита помогает и уговаривать европейских политиков не чинить слишком больших препятствий СП-2, помогает им сохранить лицо. Но немцы не откажутся от СП-2: в будущем они заработают и на СП-2, и на управлении и возможной реконструкции оставшейся малой части украинской ГТС».

«Немецкие фирмы, которые участвуют в проекте СП-1, получают фиксированные платежи. Мы предложили иностранцам, мягко говоря, супершикарные условия, поэтому они с удовольствием участвуют в проектах. Скорее всего СП-2 будет предложен такой же вариант, и в этом случае на месте немецких компаний глупо в проекте не участвовать», – сказал «НГ» Сергей Хестанов.

А тем временем сам «Газпром» продолжает наращивать как добычу, так и экспорт газа в Европу, как бы намекая своими делами, что «трубы разные нужны, трубы разные важны».

С 1 января по 15 июня 2018 года компания увеличила добычу газа на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 235,4 млрд куб. м. А экспорт в дальнее зарубежье вырос на 5,6% – до 93,6 млрд куб. м, говорится в сообщении российского газового холдинга. Экспорт в Германию вырос на 13,2%, в Австрию – на 57,9%, в Нидерланды – на 71%.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщал, что «Газпром» в 2018 году может увеличить экспорт газа в Европу по сравнению с прошлым годом на 2,4% – до 199 млрд куб. м с 194,4 млрд куб. м в 2017 году.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 19.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики