Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минфин, нефтяники и рынок ищут консенсус

Минфин, нефтяники и рынок ищут консенсус

Министерство финансов России приняло решение об изменении готовящегося законопроекта о налоговом маневре в нефтяной отрасли. По данным источников РБК, документ будет дополнен преференциями для нефтеперерабатывающих предприятий, расположенных вдали от экспортных рынков. Речь идет о заводах в Поволжье, на Урале и в Сибири. Они не только получат возвратный акциз на нефть, но и прибавку к нему за счет повышающего коэффициента. Для НПЗ в Приволжском округе он составит 1,1, для Уральского округа — 1,2, для Сибирского — 1,3, сообщили источники агентства.

Коэффициент призван заменить таможенную субсидию и компенсировать транспортные издержки предприятий, которые снижают их конкурентоспособность. К таковым можно отнести заводы "Роснефти" — Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ, Саратовский НПЗ, Ачинский НПЗ и Ангарскую НХК, а также Уфимскую группу, входящую в подконтрольную компанию "Башнефть". Кроме того льготы должны получить "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" и "Лукойл —Пермнефтеоргсинтез", "Орскнефтеоргсинтез", входящий в группу САФМАР, ТАИФ-НК, Омский НПЗ "Газпром нефти", Антипинский и Марийский НПЗ. 

 

По плану, бюджет должен был получить в результате налогового маневра 1,6 триллиона рублей в 2019–2024 годах. Поправки для компаний, попавших под антироссийские санкции, и независимых НПЗ уменьшат эту цифру, по мнению экспертов и оценкам Минфина, более чем на 100 миллиардов рублей. Новые льготы для заводов в трех регионах страны способны сократить поступления в бюджет еще на 330 миллиардов в течение шести лет, считают аналитики. 

По мнению экспертов, опрошенных агентством "Прайм", поправки в законопроект выглядят довольно логичными, но сложно однозначно сказать, кто стоит за подобной инициативой. Также пока не понятны и окончательные цифры потерь бюджета в случае принятия изменений в документ. При этом нефтеперерабатывающая отрасль, безусловно, нуждается в поддержке, чтобы избежать дальнейшего роста цен на топливо на внутреннем рынке. Можно с уверенностью сказать одно: это – не последняя подобная новость, поскольку лоббирование интересов всех сторон продолжится.

"РОСНЕФТЬ" ДОБИЛАСЬ СВОЕГО

Аналитик Virgin Oil Group Андрей Гордеев отметил, что конкретных оценок в компании пока не проводили и ждут окончательный вариант документа, который должны внести на рассмотрение. Эксперт считает, что такие поправки необходимы, чтобы компенсировать затраты на логистику. К примеру, "Лукойл" еще перед началом маневра в 2015 году заявлял об убыточности Ухтинского НПЗ и даже собирался его закрывать. В случае его закрытия без топлива могла остаться часть северо-западного региона страны.

"Конечно, власти в этом не заинтересованы. Получается, что цена на топливо вырастет, произойдет потеря рабочих мест и так далее. Поэтому проще субсидировать из бюджета", — пояснил эксперт.

Гордеев напомнил о неоднократных ходатайствах "Роснефти" по аналогичному поводу, ссылаясь на техническую отсталость своих предприятий.

"В логику укладывается. Видимо, "Роснефть" отчасти добилась своего. Им это компенсируют. Единственное, почему за счет бюджета все это выполняется? Скорее всего, играет роль и вопрос санкций, поскольку некоторые представители "Роснефти" под ними находятся. Да и секторальные санкции никуда не делись. Так и помогают отрасли", — добавил Гордеев.

Однако, по словам эксперта, переработку нужно поддержать в любом случае, поскольку в России она не очень рентабельна. Очевидны подвижки в этом направлении.

При этом отчасти можно понять и преимущественные вложения "Роснефти" в модернизацию зарубежных, а не российских НПЗ, считает Гордеев.

"Правила игры меняются довольно часто, а инвестиции в нефтепереработку – "в долгую". И акцизы постоянно увеличивались. У нас достаточно долго была разница между акцизами на топливо пятого и третьего класса. Со временем она исчезла и, вопреки ожиданиям, акцизы увеличили и на экологическое топливо", — напомнил эксперт.

Вкладываться в модернизацию, по словам Гордеева, инвесторы особого смысла не видят, поэтому и не торопятся. При частом изменении законодательства эти средства могут и вовсе не отбиться. Кроме того, на европейский рынок поставляют топливо не только из России, но и из стран Юго-Восточной Азии, где были открыты НПЗ.

"Они составляют нам конкуренцию по нефтепродуктам. И "Роснефть" в борьбе проигрывает, поскольку иностранные НПЗ более технологичные, с высокой глубиной переработки – около 90% и выше. В России – около 80%, а у "Роснефти" – еще ниже", — заключил эксперт.  

ОТ ИНТЕРЕСОВ НЕФТЯНИКОВ — К ИНТЕРЕСАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Эксперт по нефти и газу Финансового университета Игорь Юшков считает, что финансовые итоги предложенных льгот оценить пока сложно. Он отметил, что долгое время нельзя было вообще понять, будет ли завершен налоговый маневр как таковой. Президент Владимир Путин заявил об этом только на полях ПМЭФ. Теперь, после обнуления экспортной пошлины, вся нагрузка ляжет на скважины. Сейчас Минфин и нефтяники настраивают систему, стараясь понять, как завершить налоговый маневр, сохранив нормальные цены на топливо на внутреннем рынке. 

 

"Ведь если все перекладывать на скважину, нефть для российских НПЗ возрастает в цене. Соответственно, они переложат все на стоимость конечной продукции – бензин и дизель. Мы видели, чем оборачивается резкий рост цен на топливо. Первый же вопрос президенту на прямой линии был именно про это. Недалеко и до социальной напряженности", — подчеркнул Юшков. 

Первой идеей было сделать отрицательные акцизы такими, чтобы наиболее модернизированные заводы получали большую прибыль. Сейчас акцент будет смещаться, что и видно в действиях Минфина. Необходимо стимулировать нефтяников так, чтобы они могли поставлять цены на внутренний рынок по нормальным ценам, считает эксперт.

"От интересов нефтяников начали двигаться к интересам потребителей во избежание социальной напряженности", — сказал Юшков.

Он предположил также, что изменений законопроекта будет еще довольно много. И подобные льготы государство может себе позволить, поскольку дополнительная прибыль от налогового маневра значительна, а несколько сотен миллиардов на ее фоне не выглядят слишком большой суммой.

"Важно, каким будет этот баланс между интересами нефтяников, Минфина и потребителей. Найти его будет сложнее всего. Мы еще увидим не один раунд битвы в этом треугольнике. И каждый будет лоббировать свою позицию", — сказал Юшков.

Эксперт напомнил, что "Лукойл", в отличие от "Роснефти" не имевший возможности лоббировать свои интересы в правительстве, первым перешел на Евро-5. По его словам, сложно точно сказать, кто стоит за новыми поправками в проект закона, однако это не последняя попытка исправить его. Вскоре стоит ожидать и международных дебатов, поскольку, к примеру, белорусская модель нефтепереработки также пострадает от завершения налогового маневра.

"Мы еще не увидели фактор Белоруссии. Сейчас они еще приедут. Вся их экономическая модель выстраивалась на том, что они получают нефть по внутрироссийским ценам, перерабатывают ее, а потом продают по европейским. Они тоже будут требовать льготы и акцизы, и как игрок лоббирования подключатся к данному процессу", — считает Юшков

Автор: Александр Жирнов

Источник: ПРАЙМ, 19.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики