Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На крючке: в США готовят закон, чтобы «наказывать» ОПЕК за дорогую нефть

На крючке: в США готовят закон, чтобы «наказывать» ОПЕК за дорогую нефть

Если Дональд Трамп громко, но безрезультатно критикует ОПЕК, то в Конгрессе США тихо разрабатывают акт для шантажа и реального удара по нефтедобывающим странам. В Соединенных Штатах могут принять законодательный акт, который позволит серьезно «наказать» ОПЕК и Россию за высокие цены на нефть. Речь идет о внесении изменений в антимонопольный Акт Шермана, принятый еще в 1890 году. Он предполагает борьбу с любыми экономическими сговорами и монополизмом, а в новом акте американские законодатели предлагают внести в список подпадающих под его действие и целые государства. В проекте документа, размещенного на сайте Палаты представителей, говорится, что в этом случае страны теряют суверенный иммунитет от преследования судами США.

В пресс-релизе, опубликованном еще в конце мая, председатель юридического комитета Конгресса Боб Гудлатте заявил: «Цель антитрастового законодательства — защитить потребителя от „бегемота“, который угрожает конкуренции и контролирует цены. Тот факт, что ОПЕК не понес ответственноста за картельный сговор, — издевательство над антимонопольным законом, которое угрожает американской экономике и может навредить национальной безопасности».

Под прицел американских законодателей попало соглашение ОПЕК+ о заморозке добычи, которое привело к тому, что нефтяные котировки выросли до $ 80 за баррель. Для США это актуально тем, что цены на бензин достигли трехлетнего максимума и превысили $ 4 за галлон, а впереди — промежуточные выборы, когда будет переизбрана Палата представителей Конгресса, треть сенаторов и 39 губернаторов штатов и территорий.

Теоретически под удар Акта в случае его принятия попадут все нефтедобывающие страны, подписавшие соглашение ОПЕК+, в том числе Россия. «Эти страны добывают 50% нефти в мире и США со своими 20% пытаются диктовать свои условия», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

На своем заседании на этой неделе ОПЕК должен рассмотреть возможность роста добычи, но против выступают три страны — Иран, Ирак и Венесуэла. Ранее американские СМИ писали о том, что Вашингтон просил Эр-Рияд увеличить добычу после роста цен на нефть и выхода США из «ядерной сделки» с Ираном с восстановлением санкций. И рассматриваемый акт может стать новым инструментом шантажа. Принять его пытались и 10 лет назад, однако не смогли. «Политика же Дональда Трампа прямолинейна и бесцеремонна, что уже привело к торговому конфликту с Евросоюзом и Китаем», — говорит Игорь Юшков.

Председатель юридического комитета Конгресса Боб Гудлатте указывал на решимость президента: «Несмотря на сильную поддержку Конгресса, Акт долгое время не мог стать законом. Однако в последнее время президент Трамп давал сигналы, что он может быть более восприимчив. Это создает реальные возможности, что мы получим закон».

Неделю назад на официальной странице Дональда Трампа в Twitter появилась очередная запись против ОПЕК: «Цены на нефть слишком высокие. ОПЕК снова взялся за свое. Нехорошо!»

Принятие акта приведет к тому, что активы участников сделки ОПЕК+ в США могут оказаться под угрозой ареста в случае решения американского суда, как и расчеты в долларах за нефть. Эксперты, однако, полагают, что закон, скорее, необходим для шантажа и давления с «открытой датой» наказания. «Если документ примут, я ожидаю, что президент Трамп подпишет его, чтобы у него появился инструмент политики», — написал в издании Seeking Alpha аналитик Роберт Бослего и добавил: «Саудовцы, скорее всего, будут уважать американские законы, чтобы сохранить доступ на американский рынок. И Трамп, очевидно, будет все-таки вести переговоры, а не приводить закон в действие. Он предпочитает использовать угрозы финансового влияния, чтобы достичь своих целей».

Источник: EADaily, 20.06.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики