Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почем топливо для Таджикистана: где республике взять дешевый бензин и газ

Почем топливо для Таджикистана: где республике взять дешевый бензин и газ

В Таджикистане выросли цены на бензин и сжиженный газ, с чем это связано и стоит ли ожидать снижения цен

Бензин подорожал на 50 дирамов и достиг 7-7,2 сомони за литр. Цены на сжиженный газ на автозаправочных станциях города Душанбе выросли с 3,40 до 3,90 — 4 сомони за литр.

Что стоит за ростом цен на топливо в республике, проанализировал Sputnik Таджикистан.

К чему ведет повышение цен на автомобильные перевозки в Таджикистане

В любой современной стране от цен на автомобильное топливо зависит целый ряд экономических процессов, а в Таджикистане еще и внутренние коммуникации между регионами. Ведь большая часть перевозок и передвижений в республике осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Кроме того, одно из важнейших направлений экономического развития Таджикистана — туризм — невозможен без автомобильных поездок. Но если путешественники, приезжающие в республику, знают, на что им рассчитывать, и готовы платить за переезды, то для граждан республики повышение цен на топливо может поставить под угрозу перспективы летнего отдыха, сократив передвижения по стране.

Дороговизна перевозок также влияет и на предпринимательскую деятельность. Соответствующие затраты закладываются в цены товаров на розничном рынке.

Торговцы реже обновляют ассортимент, предпочитают минимизировать свои издержки на перемещение. А коммерция как фактор развития мелкого бизнеса очень сильно связана с перевозом товаров в отдаленные места, где наблюдается их дефицит.

Таким образом, повышение цен на автомобильное топливо ударяет по карманам всех граждан, но особенно влияет на бюджет наименее обеспеченных.

Естественно, население волнует, в связи с чем поднялись цены, можно ли ожидать их снижение и кто за это отвечает.

Бизнес или политика

Социальная значимость цен на автомобильное топливо делает их рост политической проблемой. Именно поэтому во многих странах топливный рынок берется под контроль властью. Бензин выступает не как товар, а как часть социальных гарантий государства. Тогда переработку осуществляют госкомпании, и налоги при этом очень низкие. 

Цена на топливо складывается из четырех основных составляющих: стоимости сырья, переработки, налогов или акцизных сборов и прибыли АЗС.

Самые низкие цены на бензин в Венесуэле, такова политика государства. Подобное положение нельзя считать благом, отмечает эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, в бюджете страны не хватает денег, много дешевого бензина, а экономическое развитие это не стимулирует. Но Венесуэла обладает собственным сырьем для производства топлива. А государства, импортирующие нефть, зависят от мировых цен на углеводороды.

Если цена на нефть растет, это прямое основание для того, чтобы автомобильное топливо дорожало. Но, когда мировые цены на углеводороды начинают снижаться, цены на бензин далеко не всегда падают. В таком случае перерабатывающие компании просто получают больше прибыли, поскольку основная составляющая цены на национальных рынках формируется на этапе переработки. И от перерабатывающих компаний чаще всего зависит рост цен на топливо.

Достигнув весной отметки в 80 долларов, цены на нефть начали снижаться, и сейчас баррель марки Brent продается за 73 доллара. В конце июня на саммите ОПЕК в Вене экспортеры могут договориться об увеличении объемов добычи нефти, что сделает ее более дешевой.

Означает ли это, что можно рассчитывать на снижение цен на бензин в Таджикистане?

Почему в Таджикистане выросли цены на бензин

В республике рынок автомобильного топлива практически не регулируется властью. Государство избавило себя от "головной боли" каждый раз объяснять народу, почему растут цены. Между тем они повышаются дважды в год — весной и осенью. Но это не всегда сезонный фактор.

Так и нынешнее повышение не связано лишь с подготовкой к летнему периоду. Ведь рост цен на бензин начался еще в феврале — и вот очередное повышение.

Дело в том, что потребность республики в бензине не покрывается за счет внутренней переработки. Большую часть автомобильного топлива Таджикистан вынужден импортировать. 

Главным поставщиком нефтепродуктов является Россия, на долю которой приходится 91,5% от общего объема поставок. Незначительный объем продуктов нефтеперегонки поступает из Туркменистана (4,8%) и других стран.

У России и Таджикистана есть договор на беспошлинные поставки топлива в объеме до 1 миллиона тонн в год. Все, что требуется республике сверх квоты, импортируется по более высоким ценам. Бензин составляет около трети импортируемого объема топлива.

Но любое повышение цен на бензин в России или сказываются и на поставках в Таджикистан.

Кроме того, внутренняя переработка не позволяет производить топливо высокого класса в нужных объемах. На черном рынке качество продаваемого бензина также оставляет желать лучшего. Все это в дополнение к высокой стоимости вынуждает автомобилистов переходить на сжиженный газ.

Может ли газ стать альтернативой дорогому бензину в Таджикистане

По статистке Минэкономразвития и торговли республики в настоящее время более 60% автомобильного транспорта используют газ, который Таджикистан закупает в основном в Казахстане.

Газ дешевле бензина и меньше изнашивает автомобиль. Но установка газоболонного оборудования стоит дорого. Тем, кто хочет перейти на газ, надо хорошо подумать, за какое время окупятся их вложения. Кроме того, расход газа выше, чем бензина. Экономия небольшая. В 2016-м был период, когда цены на газ упали до 2,8 сомони за литр, но потом снова выросли, дойдя до 3,4 сомони.

Таджикистан может покупать сжиженный газ не только у казахов, немалые объемы топлива может поставлять Узбекистан.

В этом случае возможно сокращение затрат на транспортировку. Тем более что в Казахстане за последнее время почти удвоился спрос на сжиженный газ. При сохранении такой тенденции дефицит этого топлива можно ожидать уже в следующем году. Об этом шла речь в мае в парламенте Казахстана. Тогда решался вопрос о том, как регулировать поставки газа на внутреннем рынке Казахстана, что неизбежно отразится на его цене. Таким образом, казахский газ в ближайшее время будет дорожать.

Но у Казахстана в настоящее момент сконцентрированы большие запасы бензина. И республика ищет возможность продавать его соседям по Центральной Азии.

Чтобы казахский бензин "потек" в Таджикистан, нужны соответствующие договоренности. Тогда можно ожидать некоторое снижение цены, что не выгодно конкурентам Казахстана, в том числе России.

Сейчас Казахстан активно ведет переговоры, чтобы открыть экспорт в Центральную Азию.

"И в этом направлении мы также работаем, чтобы выйти в Центральную Азию. К концу лета планируем добиться новых соглашений – подписать. Какие-то придется ратифицировать, но часть бензина мы будем экспортировать, потому что, если мы не будем экспортировать, при нынешней загрузке НПЗ к октябрю запасы будут 600 тысяч тонн, нам некуда будет заливать", — сказал министр энергетики Канат Бозумбаев. 

Ранее на портале электронного правительства Казахстана был опубликован проект приказа министра энергетики о запрете ввоза бензина из России железнодорожным транспортом. Ожидается, что мера может быть введена в июне после публичного обсуждения.

В конечном счете топливный рынок — предмет соглашений нескольких крупных поставщиков. Республики Центральной Азии должны будут провести переговоры, и каждый надеется на свои аргументы. В противном случае, бензин хлынет на черные рынки, создавая проблемы всем, от легальных производителей до автомобилистов.

И многое в этом вопросе зависит от России, поскольку именно РФ является крупнейшим поставщиком топлива в регионе.

Импорт нефти, бензина или газа — что предпочтет Таджикистан

В середине декабря прошлого года в Душанбе резко повысились цены на сжиженный газ. Одна из причин роста цен — увеличение стоимости нефтепродуктов на мировых биржах.

Другой причиной подорожания сжиженного газа в Таджикистане, которое наблюдалось ежедневно в течение недели, могла быть проблема с доставкой данного вида ГСМ в республику. 

По неофициальным данным, на территории Узбекистана задержались порядка 800 вагонов со сжиженным газом, направляющихся в Таджикистан.

В каждом вагоне-цистерне содержалось 55-60 тонн топлива. Тогда в ГУП "Таджикские железные дороги" (ТЖД) не подтвердили информацию о якобы задержки вагонов на территории соседнего Узбекистана.

В январе 2018-го в Таджикистане поползли цены на продовольственные товары. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана направил в Антимонопольную службу письмо с просьбой объяснить причины роста цен. Отмечается, что это был первый случай, когда ГКНБ обращался к ведомству с такой просьбой.

Какое объяснение антимонопольщики дали комитету, неизвестно. Но на наши вопросы о причинах повышения цен на автомобильное топливо они не ответили.

Одной из проблем топливного рынка в республике остается непрозрачность отношений в данной сфере. О причинах некоторых действий остается только догадываться.

Так, с 5 апреля в Таджикистане выросли внутренние тарифы на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам севера республики почти на 60%, перевозка сжиженного газа – на 93%.

К примеру, доставка одной тонны бензина от КПП "Сары Агач" (Казахстан) до Худжанда теперь будет обходиться поставщикам в 57,94 доллара (раньше было 37,85 доллара). За аналогичный объем сжиженного газа поставщик должен платить 40,16 доллара (ранее 28,8 доллара).

Данная мера, которая не коснется только узбекских грузов, будет действовать до конца нынешнего года. Примечательно, что повышающие коэффициенты не коснулись южных железнодорожных направлений. Означает ли это, что в Душанбе намерены переориентировать свой топливный рынок на поставки из Узбекистана? 

Возможно, власти Таджикистана таким путем предполагают увеличить спрос на продукцию, произведенную внутри страны.

В настоящее время на 99% завершено строительство первой очереди нефтеперерабатывающего предприятия в свободной экономической зоне "Дангара" на юге Таджикистана. Сейчас персонал обучается работе с оборудованием.

Инвестор проекта — китайская компания — уже провел переговоры в России и Иране о поставках сырой нефти. После решения всех вопросов по части строительства и поставок сырой нефти ожидается, что завод заработает в будущем году.

Вопрос о том, что выгоднее Таджикистану, покупать бензин в Казахстане или России, импортировать узбекский газ или перерабатывать иранскую нефть на китайском заводе в "Дангаре" остается открытым.

В любом случае автомобильный транспорт еще долго будет оставаться основным средством передвижения в республике и потребность в топливе будет только расти. Одно можно сказать с уверенностью — до конца лета цены на бензин и газ вряд ли снизятся. А к осени начнется новый виток повышения, ведь впереди будет пора уборки в сельском хозяйстве, а значит, и повышенный спрос на топливо.

Источник: Sputnik Таджикистан, 20.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики