Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть готовят к маневру

Нефть готовят к маневру

Правительство России одобрило завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающего снижение экспортной пошлины до нуля и параллельное повышение НДПИ. Как утверждает вице-премьер Дмитрий Козак, он принесет бюджету дополнительные 1,5 трлн рублей

Кабмин одобрил завершение налогового маневра в нефтянке. Он дополнительно принесет бюджету около полутора триллионов рублей, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.

Маневр предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля и параллельное повышение НДПИ. При этом пока нефтяникам сохранят действующие льготы по НДПИ — чтобы не создавалось дополнительной нагрузки на цены. Об этом сообщил премьер Дмитрий Медведев. По поводу ситуации с ценами на бензин он сказал, что в целом «ситуация на рынке стабильна», а меры правительства, которое с 1 июня снизило акцизы на топливо, «дали эффект». 

Российские нефтяные компании из-за заморозки цен на топливо на российском рынке ежедневно недополучают 1 млрд рублей выгоды — такую оценку накануне привел курирующий энергетику вице-премьер Дмитрий Козак во время совещания правительства с Владимиром Путиным. Однако глава государства его поправил: 

Козак: Высокие цены на нефть на мировых рынках будут оказывать еще более существенное давление. Даже сегодня от торговли горюче-смазочными материалами на внутреннем рынке, при продаже по той цене, к которой мы стремились, 40 рублей за литр, каждый день нефтяники теряют 1 млрд рублей недополученной выгоды.

Путин: Ничего не теряют, это недополученный доход просто.

Козак: Упущенная выгода, да. В такой экономической ситуации требовать альтруизма от бизнеса тоже крайне тяжело, поэтому они договорились о том, что в случае, если будет такой диспаритет большой, его можно нивелировать только путем введения повышения, временного повышения на период высоких цен экспортных пошлин на нефть. 

О том, что даст налоговый маневр, рассуждает ведущий аналитик Фонда нацэнергобезопасности Игорь Юшков:

«Это маневрирование между двумя сборами: НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, который предполагается увеличить, и экспортная пошлина на нефть, которую предполагают обнулить. Эти синхронные процессы, это и есть налоговый маневр, чтобы всю налоговую нагрузку переложить на скважину. Для нефтяников это дополнительные затраты, то есть они больше будут перечислять в бюджет, но параллельно при этом у нас правительство принимает налоги на добавленный доход, который предполагает, что вы отчисляете государству деньги от той прибыли, которую получаете при разработке месторождений. Когда вы запускаете проект, вы платите мало, а когда вы выходите на пик добычи, вы платите много. И такая гибкая система применяется во множестве стран в мире, чтобы нефтяники не бросали старые месторождения и при этом еще разрабатывали новые, вот эта система и применяется. При этом у нас есть куча всевозможных налоговых льгот, исключений. Непонятно, как все это увязать, и надо ли нам делать общую для всех некую налоговую систему у нефтяной отрасли, или мы будем дальше существовать вот так, когда есть общие правила, но есть куча всевозможных исключений, которые лоббируют себе нефтяные компании крупные».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на годовом собрании компании, назвал три причины роста цен на бензин в России: это девальвация рубля, рост мировых цен на нефть и увеличение затрат на ее переработку. «Цена на бензин вас расстраивает… Меня тоже как автомобилиста она расстраивает, но если государство увеличивает акцизы на бензин, то при чем тут компании?» — отметил он. 

Источник: BFM.RU, 21.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики