Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство решило добить нефтянку налогами

Правительство решило добить нефтянку налогами

Цены на бензин будут расти в любом случае

Кабмин устремил к финишу налоговый маневр в нефтяной отрасли. Эксперты уверены, что населению от этого радости никакой не будет, а цены на бензин только вырастут.

Кабмин РФ 21 июня согласовал законопроекты, которые позволят завершить так называемый налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, и в ближайшее время внесет их на рассмотрение в Госдуму.

«Налоговый маневр, а вернее, его завершающий этап предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0%. Параллельно и также постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых: нефти и газового конденсата. Эти изменения начнут действовать начиная со следующего года в течение ближайших шести лет, чтобы они не создавали дополнительной нагрузки на цены», – сказал вчера глава правительства Дмитрий Медведев.

Он отметил, что предлагается сохранить действующие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ими будут пользоваться при добыче нефти на новых морских месторождениях и сохранят для производства СПГ на месторождениях в Ямало-Ненецком округе. Пониженные ставки останутся и для месторождения с так называемыми сложными условиями: для выработанных месторождений, малых участков недр и для так называемой трудноизвлекаемой нефти.

Медведев добавил, что предлагается использовать механизм отрицательного акциза. «Нефтеперерабатывающие заводы, где налажено производство высококачественного бензина, дизельного топлива не ниже пятого класса, получат вычет по акцизу на нефть. 

Такой льготой смогут воспользоваться только те компании, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок», – подчеркнул премьер-министр. Зампред правительства Дмитрий Козак уточнил, что обратным акцизом на нефть смогут воспользоваться компании, завершившие модернизацию нефтеперегонных заводов (НПЗ) в течение следующих трех лет, и компании, которые подпали под санкции США и ЕС. Обратный акциз получат те, у кого доля автомобильного бензина в производстве на внутренний рынок составляет не менее 10%.

Предусмотрено, что в случае роста цен на нефтепродукты на 20% в течение одного квартала будет вводиться экспортная пошлина на бензин в 90%. Если пакет поправок будет принят, налоговые изменения начнутся в 2019 году и будут продолжаться в течение шести лет. За это время, по оценкам, дополнительные доходы российского бюджета от налогового маневра могут составить 1,3–1,6 трлн руб.

Маневр предполагалось проводить с 2015 года. Он должен был стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих производств и такую регулировку рынка, при которой было бы выгодно производить бензин-керосин, а не гнать на экспорт мазут и солярку. Его продвигал Минфин, а жестко против выступало Минэнерго, защищавшее нефтяников, у которых терялась рентабельность.

Ранее представители нефтяных компаний именно Минфин и его незавершенный налоговый маневр обвиняли в убыточности переработки топлива внутри страны и в росте цен на топливо. А в качестве как минимум краткосрочной меры предлагали гибкий акциз, который зависит от ценовой конъюнктуры.

Минфин России убежден, что реализация налогового маневра в нефтяной отрасли не приведет к росту цен на нефтепродукты. Однако опрошенные «НГ» эксперты опасаются, что это не так.

«Обратные акцизы на переработку или снижение акцизов могут носить временный характер, Минфин на перспективу все равно планирует изымать больше средств из нефтяники. И в условиях более высокой цены на топливо на традиционных российских экспортных рынках все равно цены на внутреннем российском рынке будут иметь тенденцию к росту, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Альтернативой могло бы быть либо снижение налогов, либо принудительное организационно-правовое разделение вертикально интегрированных компаний с созданием в России мощной и относительно не зависимой от добытчиков переработки, но этот сценарий выглядит пока маловероятным».

«Стоимость топлива на внутреннем рынке может вырасти вдвое за счет маневра, – сказал «НГ» начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – Перераспределение налогового бремени делает выгодным переработку за рубежом и побуждает увеличивать экспорт. А на внутреннем рынке может сложиться дефицит топлива и, как следствие, рост цен. Причем в наиболее тяжелом положении может оказаться авиация и энергетика, поскольку мазут и авиакеросин, антимонопольный контроль за которыми слабее, чем за бензином, будут дорожать быстрее. Предлагаемые льготы по акцизам на 100 млрд руб. необходимы для стабилизации цен на бензин или хотя бы помогут сдержать темпы их роста».

«В текущем варианте маневра, если не брать во внимание частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, все еще остается стратегическая проблема: нефтяные компании могут переложить рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо в сокращение своей маржи. Во втором случае некоторые даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, а по этой причине их загрузка будет снижаться, что может привести к дальнейшему дефициту топлива не только в отдельных регионах, но и в стране в целом, – сказала «НГ» доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.

По мнению эксперта, предложение применить трехкомпонентный подход приведет к привилегированному положению ряда НПЗ, сокращению производственных показателей нефтепереработки, сокращению сектора независимых НПЗ, снижению прибыльности производства других видов нефтепродуктов, не менее значимых для обеспечения и внутреннего и внешнего рынка.

«В результате налогового маневра увеличится НДПИ, а значит, и цена нефти для НПЗ. В результате за шесть лет цены на бензин вырастут в 1,5 раза», – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его мнению, из-за этого белорусские НПЗ перестанут получать сверхприбыль от покупки российской нефти без пошлины.

«На эффективность наших НПЗ эта мера не повлияет, если, конечно, будет введен «возвратный акциз» и другие компенсационные меры. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) нефтепереработка считается самым низкоприбыльным бизнесом в нефтяной отрасли, прибыль обычно составляет 1–2% в год на вложенный капитал. Если отменят и пошлины на вывоз бензина, то его цена в евро за литр может вырасти в 1,7–2 раза. Если правительство РФ сможет одновременно увеличить уровень зарплат в среднем до 2500 евро в месяц, как планировали в 2012 году, то никто ничего не заметит. Тот же эффект может дать укрепление рубля к евро до уровня 2013 года. Но сомневаюсь, что это возможно», – говорит Танкаев.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 22.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики