Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство решило добить нефтянку налогами

Правительство решило добить нефтянку налогами

Цены на бензин будут расти в любом случае

Кабмин устремил к финишу налоговый маневр в нефтяной отрасли. Эксперты уверены, что населению от этого радости никакой не будет, а цены на бензин только вырастут.

Кабмин РФ 21 июня согласовал законопроекты, которые позволят завершить так называемый налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, и в ближайшее время внесет их на рассмотрение в Госдуму.

«Налоговый маневр, а вернее, его завершающий этап предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0%. Параллельно и также постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых: нефти и газового конденсата. Эти изменения начнут действовать начиная со следующего года в течение ближайших шести лет, чтобы они не создавали дополнительной нагрузки на цены», – сказал вчера глава правительства Дмитрий Медведев.

Он отметил, что предлагается сохранить действующие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ими будут пользоваться при добыче нефти на новых морских месторождениях и сохранят для производства СПГ на месторождениях в Ямало-Ненецком округе. Пониженные ставки останутся и для месторождения с так называемыми сложными условиями: для выработанных месторождений, малых участков недр и для так называемой трудноизвлекаемой нефти.

Медведев добавил, что предлагается использовать механизм отрицательного акциза. «Нефтеперерабатывающие заводы, где налажено производство высококачественного бензина, дизельного топлива не ниже пятого класса, получат вычет по акцизу на нефть. 

Такой льготой смогут воспользоваться только те компании, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок», – подчеркнул премьер-министр. Зампред правительства Дмитрий Козак уточнил, что обратным акцизом на нефть смогут воспользоваться компании, завершившие модернизацию нефтеперегонных заводов (НПЗ) в течение следующих трех лет, и компании, которые подпали под санкции США и ЕС. Обратный акциз получат те, у кого доля автомобильного бензина в производстве на внутренний рынок составляет не менее 10%.

Предусмотрено, что в случае роста цен на нефтепродукты на 20% в течение одного квартала будет вводиться экспортная пошлина на бензин в 90%. Если пакет поправок будет принят, налоговые изменения начнутся в 2019 году и будут продолжаться в течение шести лет. За это время, по оценкам, дополнительные доходы российского бюджета от налогового маневра могут составить 1,3–1,6 трлн руб.

Маневр предполагалось проводить с 2015 года. Он должен был стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих производств и такую регулировку рынка, при которой было бы выгодно производить бензин-керосин, а не гнать на экспорт мазут и солярку. Его продвигал Минфин, а жестко против выступало Минэнерго, защищавшее нефтяников, у которых терялась рентабельность.

Ранее представители нефтяных компаний именно Минфин и его незавершенный налоговый маневр обвиняли в убыточности переработки топлива внутри страны и в росте цен на топливо. А в качестве как минимум краткосрочной меры предлагали гибкий акциз, который зависит от ценовой конъюнктуры.

Минфин России убежден, что реализация налогового маневра в нефтяной отрасли не приведет к росту цен на нефтепродукты. Однако опрошенные «НГ» эксперты опасаются, что это не так.

«Обратные акцизы на переработку или снижение акцизов могут носить временный характер, Минфин на перспективу все равно планирует изымать больше средств из нефтяники. И в условиях более высокой цены на топливо на традиционных российских экспортных рынках все равно цены на внутреннем российском рынке будут иметь тенденцию к росту, – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Альтернативой могло бы быть либо снижение налогов, либо принудительное организационно-правовое разделение вертикально интегрированных компаний с созданием в России мощной и относительно не зависимой от добытчиков переработки, но этот сценарий выглядит пока маловероятным».

«Стоимость топлива на внутреннем рынке может вырасти вдвое за счет маневра, – сказал «НГ» начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – Перераспределение налогового бремени делает выгодным переработку за рубежом и побуждает увеличивать экспорт. А на внутреннем рынке может сложиться дефицит топлива и, как следствие, рост цен. Причем в наиболее тяжелом положении может оказаться авиация и энергетика, поскольку мазут и авиакеросин, антимонопольный контроль за которыми слабее, чем за бензином, будут дорожать быстрее. Предлагаемые льготы по акцизам на 100 млрд руб. необходимы для стабилизации цен на бензин или хотя бы помогут сдержать темпы их роста».

«В текущем варианте маневра, если не брать во внимание частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, все еще остается стратегическая проблема: нефтяные компании могут переложить рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо в сокращение своей маржи. Во втором случае некоторые даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, а по этой причине их загрузка будет снижаться, что может привести к дальнейшему дефициту топлива не только в отдельных регионах, но и в стране в целом, – сказала «НГ» доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.

По мнению эксперта, предложение применить трехкомпонентный подход приведет к привилегированному положению ряда НПЗ, сокращению производственных показателей нефтепереработки, сокращению сектора независимых НПЗ, снижению прибыльности производства других видов нефтепродуктов, не менее значимых для обеспечения и внутреннего и внешнего рынка.

«В результате налогового маневра увеличится НДПИ, а значит, и цена нефти для НПЗ. В результате за шесть лет цены на бензин вырастут в 1,5 раза», – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его мнению, из-за этого белорусские НПЗ перестанут получать сверхприбыль от покупки российской нефти без пошлины.

«На эффективность наших НПЗ эта мера не повлияет, если, конечно, будет введен «возвратный акциз» и другие компенсационные меры. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) нефтепереработка считается самым низкоприбыльным бизнесом в нефтяной отрасли, прибыль обычно составляет 1–2% в год на вложенный капитал. Если отменят и пошлины на вывоз бензина, то его цена в евро за литр может вырасти в 1,7–2 раза. Если правительство РФ сможет одновременно увеличить уровень зарплат в среднем до 2500 евро в месяц, как планировали в 2012 году, то никто ничего не заметит. Тот же эффект может дать укрепление рубля к евро до уровня 2013 года. Но сомневаюсь, что это возможно», – говорит Танкаев.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 22.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики