Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

Россия в ходе последней министерской встречи ОПЕК + получила предложение стать страной-наблюдателем в организации. Это не первое приглашение со стороны картеля, но хотя де-факто российские нефтяники уже регулируют добычу в рамках выделенных квот, оформлять отношения де-юре российские власти не торопятся. Отчасти причина в физической невозможности отрасли оперативно реагировать на решения ОПЕК об объемах производства. Кроме того, беспокойство вызывает политическая устойчивость организации, внутри которой по-прежнему есть разногласия, рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

– По факту с 2016 г., с момента подписания первого соглашения о "заморозке" добычи нефти, мы уже являемся членами ОПЕК. Россия взяла на себя обязательства по объемам производства и выполняет их, есть общая мониторинговая группа, которая контролирует выполнение соглашения. Согласование объемов добычи – это и есть основная обязанность членов ОПЕК.

Большой вопрос, нужно ли России де-юре становиться членом или страной-наблюдателем. С одной стороны, новый статус не будет нас ни к чему обязывать. Соглашение войти в ОПЕК – добровольное, страна может зайти в картель, если условия ее устроят, и выйти в любой момент без последствий и тяжелых обременений. Вступление в ВТО для России имело более серьезные последствия, нежели предполагаемое членство в ОПЕК. С другой стороны, есть информационный аспект: во многом формат соглашения ОПЕК+ и совместные решения принимаются для того, чтобы убедить трейдеров в сохранении высоких цен на нефть в долгосрочной перспективе. Возможно, членство России в ОПЕК даст трейдерам уверенность в том, что если цены упадут, то Россия и ОПЕК смогут оперативно согласовать понижение объемов добычи и цена пойдет вверх.

Россию уже не раз приглашали вступить в организацию, но в советское время ОПЕК воспринималась двояко. Картель считали союзником Соединенных Штатов, так как ключевым партнером США в ближневосточном регионе была Саудовская Аравия. Другая причина, почему Россия не вступила в ОПЕК – мы, в отличие от других членов, не можем оперативно регулировать объемы добычи. В классические времена члены ОПЕК встречались ежемесячно, устанавливали объемы производства и чуть ли не на каждый месяц выставляли новые квоты. Для нас это сложновато, за счет вывода скважин в ремонт и придерживания новых проектов мы можем держать определенные объемы добычи в долгосрочной перспективе, но понижать-повышать добычу ежемесячно наши компании не смогут.

В странах ОПЕК министерство энергетики страны может влиять на добычу. У нас, несмотря на то, что мы является участниками ОПЕК+ и регулируем добычу, те или иные требования выполняются благодаря джентльменскому соглашению. Как происходит в России: президент встретился с главами нефтяных компаний и предложил понизить добычу. Минэнерго не имеет полномочий указывать нефтяникам, сколько надо добывать – у нас либеральная модель рынка. Долгое время мы шли в одном направлении, перестроиться на другое сейчас будет довольно сложно.

Соглашение с ОПЕК+ мы исполнили без последствий, так как подписали его в момент пика добычи. С договором или без, производители бы "откатились" назад. Даже после "заморозки" в годовом исчислении добыча росла, и сегодня неясно, насколько долго мы сможем работать в новом формате, когда разрешено увеличить производство еще на 200 тыс. баррелей в сутки.

Говоря о перспективах картеля, стоит отметить, что ОПЕК сама по себе остается неустойчивой организацией. Противоречия внутри картеля довольно существенные: против решения о переформатировании сделки активно выступает Венесуэла и Иран, а первая попытка подписать документ ОПЕК+ об ограничении добычи в Дохе сорвалась, так как вето наложил наследный принц Саудовской Аравии. При таком количестве расхождений удивительно, что мы умудряемся договариваться в рамках этого формата.

Если к ОПЕК присоединится Россия и ряд других государств, члены картеля будут производить больше половины мировых объемов нефти. Сейчас эта цифра колеблется в районе 40%. Рынки станут рассматривать решения ОПЕК более детально и ориентироваться на них. 

Источник: Накануне.Ru, 25.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики