Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

Россия в ходе последней министерской встречи ОПЕК + получила предложение стать страной-наблюдателем в организации. Это не первое приглашение со стороны картеля, но хотя де-факто российские нефтяники уже регулируют добычу в рамках выделенных квот, оформлять отношения де-юре российские власти не торопятся. Отчасти причина в физической невозможности отрасли оперативно реагировать на решения ОПЕК об объемах производства. Кроме того, беспокойство вызывает политическая устойчивость организации, внутри которой по-прежнему есть разногласия, рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

– По факту с 2016 г., с момента подписания первого соглашения о "заморозке" добычи нефти, мы уже являемся членами ОПЕК. Россия взяла на себя обязательства по объемам производства и выполняет их, есть общая мониторинговая группа, которая контролирует выполнение соглашения. Согласование объемов добычи – это и есть основная обязанность членов ОПЕК.

Большой вопрос, нужно ли России де-юре становиться членом или страной-наблюдателем. С одной стороны, новый статус не будет нас ни к чему обязывать. Соглашение войти в ОПЕК – добровольное, страна может зайти в картель, если условия ее устроят, и выйти в любой момент без последствий и тяжелых обременений. Вступление в ВТО для России имело более серьезные последствия, нежели предполагаемое членство в ОПЕК. С другой стороны, есть информационный аспект: во многом формат соглашения ОПЕК+ и совместные решения принимаются для того, чтобы убедить трейдеров в сохранении высоких цен на нефть в долгосрочной перспективе. Возможно, членство России в ОПЕК даст трейдерам уверенность в том, что если цены упадут, то Россия и ОПЕК смогут оперативно согласовать понижение объемов добычи и цена пойдет вверх.

Россию уже не раз приглашали вступить в организацию, но в советское время ОПЕК воспринималась двояко. Картель считали союзником Соединенных Штатов, так как ключевым партнером США в ближневосточном регионе была Саудовская Аравия. Другая причина, почему Россия не вступила в ОПЕК – мы, в отличие от других членов, не можем оперативно регулировать объемы добычи. В классические времена члены ОПЕК встречались ежемесячно, устанавливали объемы производства и чуть ли не на каждый месяц выставляли новые квоты. Для нас это сложновато, за счет вывода скважин в ремонт и придерживания новых проектов мы можем держать определенные объемы добычи в долгосрочной перспективе, но понижать-повышать добычу ежемесячно наши компании не смогут.

В странах ОПЕК министерство энергетики страны может влиять на добычу. У нас, несмотря на то, что мы является участниками ОПЕК+ и регулируем добычу, те или иные требования выполняются благодаря джентльменскому соглашению. Как происходит в России: президент встретился с главами нефтяных компаний и предложил понизить добычу. Минэнерго не имеет полномочий указывать нефтяникам, сколько надо добывать – у нас либеральная модель рынка. Долгое время мы шли в одном направлении, перестроиться на другое сейчас будет довольно сложно.

Соглашение с ОПЕК+ мы исполнили без последствий, так как подписали его в момент пика добычи. С договором или без, производители бы "откатились" назад. Даже после "заморозки" в годовом исчислении добыча росла, и сегодня неясно, насколько долго мы сможем работать в новом формате, когда разрешено увеличить производство еще на 200 тыс. баррелей в сутки.

Говоря о перспективах картеля, стоит отметить, что ОПЕК сама по себе остается неустойчивой организацией. Противоречия внутри картеля довольно существенные: против решения о переформатировании сделки активно выступает Венесуэла и Иран, а первая попытка подписать документ ОПЕК+ об ограничении добычи в Дохе сорвалась, так как вето наложил наследный принц Саудовской Аравии. При таком количестве расхождений удивительно, что мы умудряемся договариваться в рамках этого формата.

Если к ОПЕК присоединится Россия и ряд других государств, члены картеля будут производить больше половины мировых объемов нефти. Сейчас эта цифра колеблется в районе 40%. Рынки станут рассматривать решения ОПЕК более детально и ориентироваться на них. 

Источник: Накануне.Ru, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики