Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания поставила «Северный поток - 2» в тупик

Дания поставила «Северный поток - 2» в тупик

Королевство назвало российский газопровод угрозой своей национальной безопасности

Будущее «Северного потока — 2», нового газового маршрута из России в Европу, поставлено под угрозу. Дания намерена отказать нашей стране в прокладке трубопровода через свои территориальные воды. Не помогли даже переговоры главы Минэнерго РФ Александра Новака по этому вопросу с американским коллегой Риком Перри и еврокомиссаром Марошем Шефчовичем, которые состоялись 26 июня в Вашингтоне. Впрочем, у России есть свои козыри в противостоянии с Копенгагеном. Во-первых, отказ Дании в строительстве «Северного потока - 2» выходит за рамки Конвенции ООН по морскому праву. Во-вторых, «Газпрому» по силам изменить маршрут газопровода и обойти территорию королевства. 

Как заявил премьер-министр Дании Люкке Расмуссен, строительство газопровода «Северный поток-2» (СП-2) должно быть согласовано на общеевропейском уровне. По его словам, Копенгаген может принять закон, который позволит на юридических основаниях заблокировать или отложить реализацию российского проекта.

Дания остается последним государством, которое должно дать разрешение на строительство СП-2 в своих территориальных водах. Ранее свое согласие России дали Швеция, Финляндия и Германия. Копенгаген оттягивал решение до конца. Королевство рассматривало заявку на укладку трубопровода более года, тогда как в соответствие с процедурами ЕС обычно такие вопросы одобряются или отклоняются в течение трех-четырех месяцев.

Как полагают эксперты, давление на Копенгаген оказывали Соединенные Штаты. Официальная позиция Вашингтона заключается в поддержке Украины, бюджет которой после реализации российского проекта будет терять до $2 млрд, которые ежегодно платила Москва за своего транзит газа по украинской территории. Прессинг со стороны США подтверждается и тем фактом, что свое заявление Люкке Расмуссен сделал после переговоров с главой кабинета министров Украины Владимиром Гройсманом.

Любопытно, что буквально накануне судьба СП-2 активно обсуждалась в Вашингтоне, где в настоящее время проходит Всемирная газовая конференция. Этот вопрос Александр Новак поднимал во время встреч с министром энергетики США Риком Перри и еврокомиссаром Марошем Шефчовичем.

Слова официальных релизов по итогам этих переговоров достаточно обтекаемы. На встрече с американским коллегой российский министр обсудил «возможность расширения сотрудничества, в том числе по вопросам, связанным с продвижением газа на мировых рынках — в форме трубопроводного газа, и в сжиженном виде (СПГ)». В беседе с Шефчовичем была поднята тема «реализации совместных инфраструктурных проектов «Северный поток - 2» и «Турецкий поток», направленных на диверсификацию маршрутов транзита газа и повышения энергетической безопасности ЕС».

Как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, к общему знаменателю стороны так и не пришли. Вашингтон остался при своем мнении, так как за счет срыва реализации СП-2 он пытается наладить экспорт своего СПГ в ЕС. Первые пробные поставки уже были осуществлены в этом году в Польшу и Прибалтику. В свою очередь, «Северный поток - 2» способен оставить мечты Вашингтона по завоеванию европейского газового рынка лишь на бумаге — затраты на транспортировку американского газа делают такое топливо неконкурентоспособным с сравнении с российским сырьем.

В связи с тем, США грозят европейским холдингам, участвующим в СП-2, экономическими санкциями. Таких компаний насчитывается около десятка, ряд из которых выступают не только подрядчиками, но и инвесторами. Преследованием последних и грозит Вашингтон. Как заявила 25 июня помощник госсекретаря США Сандра Оудкирк, «не хотелось бы утверждать, что санкции — последний инструмент». При этом она намекнула, что остановка реализации «Северного потока — 2» — единственная возможность Евросоюза не навлечь на себя гнев и экономические ограничения Госдепа.

ЕС, судя по всему, продолжает придерживаться осторожной позиции. Как ранее говорил Шефчович, если США введут санкции против европейских компаний, участвующих в СП - 2, то Брюссель будет защищать свои экономические интересы. «Cначала нужно вести переговоры и лишь затем вводить санкции», — подчеркнул еврокомиссар.

У России, даже несмотря на негативную риторику Дании, остается возможность не дожидаться времени, когда королевство пойдет на уступки и согласует укладку трубопровода по своим территориальным водам. Дело в том, что согласно международному законодательству, а конкретно, Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания. На основании именно этой нормы, кстати, осенью 2016 года глава МИД Швеции Маргот Валльстрем заявила, что у ее государства «нет юридических оснований, чтобы остановить проект».

Кроме того, как объясняет заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, если Дания продолжит препятствовать строительству «Северного потока - 2», то у «Газпрома» остается возможность проработать альтернативный маршрут для укладки своей трубы. «Несмотря на то, что поиск нового варианта может отнять несколько месяцев, в целом это не повлияет на реализацию проекта. Поэтому, намерение помешать созданию нового газопровода в такой форме не является критическим для России», — отмечает эксперт. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 27.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики