Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток – 2" может оказаться экономически бессмысленным

"Северный поток – 2" может оказаться экономически бессмысленным

Немцы опасаются американских наказаний за покупку российского газа

Бизнесмены из Германии боятся, что из-за американских санкций европейские инвестиции в строительство газопровода «Северный поток – 2» могут оказаться под ударом, а сам проект – экономически бессмысленным.

В Дании намерены задержать реализацию проекта «Северный поток – 2» (СП-2), заявил в среду премьер-министр страны Ларс Люкке Расмуссен. Впрочем, российские эксперты считают, что «СП-2» будет построен в любом случае, даже если Дания не даст своего согласия: «Газпром» проложит трубу по альтернативному маршруту.

Вчера в интервью немецкому ресурсу DW исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс сообщил, что де-факто у противников этого проекта нет шансов остановить его строительство, однако у инвесторов могут возникнуть проблемы с будущей эксплуатацией и продажей газа.

«Даже если Дания разрешения не даст, есть альтернативный маршрут в обход ее территориальных вод. Так что этот газопровод будет построен в любом случае. Но проблема может возникнуть с его будущей эксплуатацией и продажей газа», – сказал Хармс. По его словам, «если американцы все-таки подвергнут санкциям «Северный поток – 2», то тогда участие западных партнеров – покупателей газа, фирм, которые финансируют этот проект, окажется крайне рискованным. В таком случае будет утерян экономический смысл этого проекта. Так что, к сожалению, этот проект по-прежнему находится под вопросом, считает Хармс.

«Применение CAATSA против партнеров «Газпрома» по СП-2 технически возможно в любой момент, и во время строительства проекта, и после. Американцы используют правовую доктрину трансграничного применения своего законодательства, так что могут ударить в любой момент, в том числе по европейским компаниям, поставив, например, условием отмены штрафов требование сокращения или отказа от закупок газа по СП-2», – пояснил «НГ» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«В отличие от первого «Северного потока», где иностранные партнеры «Газпрома» выступали в качестве соакционеров, в случае с «Северным потоком – 2» иностранные партнеры выступают в первую очередь в качестве кредиторов проекта, то есть риски для них сокращены, – говорит Митрахович. – Юридические нюансы прописаны в непубличных договорах, но скорее всего «Газпром» будет вынужден вернуть большую часть полученных средств от партнеров по СП-2 в случае срыва проекта. Деньги у «Газпрома» есть, так что для европейских кредиторов риски минимальны. Правда, пострадать могут, например, партнеры «Газпрома» по строительству в Европе ответвления от СП-2, газопровода Eugal. Также есть риск для немецкого поставщика труб для СП-2 – компании Europipe».

Эксперт, однако, считает, что на деле это маловероятный сценарий, поскольку он ведет к излишнему для Вашингтона уровню конфронтации с ЕС. «Одно дело наказывать BNP Paribas за сотрудничество с Ираном и совсем другое – наказывать европейские компании за сотрудничество со столь важным для них партнером, как Россия. Именно поэтому BNP Paribas наказали за иранскую историю, а Siemens за ситуацию с турбинами в Крыму – нет», – говорит Митрахович.

Эксперт напомнил историю с OPAL, сухопутным ответвлением от СП-1, которое из-за позиции Еврокомиссии (ЕК) несколько лет нельзя было загрузить полностью, однако в итоге ограничения были сняты. «После запуска СП-2 ЕК тоже может ограничить использование Eugal, но главное для участников проекта СП-2 – физически построить его, а дальше, как показывает опыт OPAL, проблемы будут разрешены либо будут носить непринципиальный характер», – считает Митрахович.

Европейцы тем временем не оставили вниманием достаточно грубые усилия Вашингтона противостоять поставкам российского газа в надежде расширить продажи на континент своего СПГ. Из опроса, проведенного институтом Forsa, следует, что надежными энергетическими партнерами для Германии жители ФРГ считают Норвегию (71%), Канаду (52%) и Россию (49%). И только каждый пятый (21%) назвал в качестве надежного поставщика энергоносителей США. А на вопрос, следует ли Германии и Европе покрывать свой спрос на газ за счет поставок из России или из США, 61% населения выбрали трубопроводный газ из России и лишь 13% – СПГ из США.

На фоне давления из Вашингтона несколько изменился и тон еврочиновников, которые раньше выступали в роли гонителей проекта, а теперь готовы защищать его от заокеанских партнеров. Заместитель председателя Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович недвусмысленно предупредил, что Брюссель намерен отстаивать свои экономические интересы в случае введения Вашингтоном мер против участников проекта «Северный поток – 2».

Во вторник тема санкций и «Северного потока–2» стала предметом переговоров главы Минэнерго РФ Александра Новака с министром энергетики США Риком Перри и министром финансов США Стивеном Мнучиным.    

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 27.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики