Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток – 2" может оказаться экономически бессмысленным

"Северный поток – 2" может оказаться экономически бессмысленным

Немцы опасаются американских наказаний за покупку российского газа

Бизнесмены из Германии боятся, что из-за американских санкций европейские инвестиции в строительство газопровода «Северный поток – 2» могут оказаться под ударом, а сам проект – экономически бессмысленным.

В Дании намерены задержать реализацию проекта «Северный поток – 2» (СП-2), заявил в среду премьер-министр страны Ларс Люкке Расмуссен. Впрочем, российские эксперты считают, что «СП-2» будет построен в любом случае, даже если Дания не даст своего согласия: «Газпром» проложит трубу по альтернативному маршруту.

Вчера в интервью немецкому ресурсу DW исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс сообщил, что де-факто у противников этого проекта нет шансов остановить его строительство, однако у инвесторов могут возникнуть проблемы с будущей эксплуатацией и продажей газа.

«Даже если Дания разрешения не даст, есть альтернативный маршрут в обход ее территориальных вод. Так что этот газопровод будет построен в любом случае. Но проблема может возникнуть с его будущей эксплуатацией и продажей газа», – сказал Хармс. По его словам, «если американцы все-таки подвергнут санкциям «Северный поток – 2», то тогда участие западных партнеров – покупателей газа, фирм, которые финансируют этот проект, окажется крайне рискованным. В таком случае будет утерян экономический смысл этого проекта. Так что, к сожалению, этот проект по-прежнему находится под вопросом, считает Хармс.

«Применение CAATSA против партнеров «Газпрома» по СП-2 технически возможно в любой момент, и во время строительства проекта, и после. Американцы используют правовую доктрину трансграничного применения своего законодательства, так что могут ударить в любой момент, в том числе по европейским компаниям, поставив, например, условием отмены штрафов требование сокращения или отказа от закупок газа по СП-2», – пояснил «НГ» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«В отличие от первого «Северного потока», где иностранные партнеры «Газпрома» выступали в качестве соакционеров, в случае с «Северным потоком – 2» иностранные партнеры выступают в первую очередь в качестве кредиторов проекта, то есть риски для них сокращены, – говорит Митрахович. – Юридические нюансы прописаны в непубличных договорах, но скорее всего «Газпром» будет вынужден вернуть большую часть полученных средств от партнеров по СП-2 в случае срыва проекта. Деньги у «Газпрома» есть, так что для европейских кредиторов риски минимальны. Правда, пострадать могут, например, партнеры «Газпрома» по строительству в Европе ответвления от СП-2, газопровода Eugal. Также есть риск для немецкого поставщика труб для СП-2 – компании Europipe».

Эксперт, однако, считает, что на деле это маловероятный сценарий, поскольку он ведет к излишнему для Вашингтона уровню конфронтации с ЕС. «Одно дело наказывать BNP Paribas за сотрудничество с Ираном и совсем другое – наказывать европейские компании за сотрудничество со столь важным для них партнером, как Россия. Именно поэтому BNP Paribas наказали за иранскую историю, а Siemens за ситуацию с турбинами в Крыму – нет», – говорит Митрахович.

Эксперт напомнил историю с OPAL, сухопутным ответвлением от СП-1, которое из-за позиции Еврокомиссии (ЕК) несколько лет нельзя было загрузить полностью, однако в итоге ограничения были сняты. «После запуска СП-2 ЕК тоже может ограничить использование Eugal, но главное для участников проекта СП-2 – физически построить его, а дальше, как показывает опыт OPAL, проблемы будут разрешены либо будут носить непринципиальный характер», – считает Митрахович.

Европейцы тем временем не оставили вниманием достаточно грубые усилия Вашингтона противостоять поставкам российского газа в надежде расширить продажи на континент своего СПГ. Из опроса, проведенного институтом Forsa, следует, что надежными энергетическими партнерами для Германии жители ФРГ считают Норвегию (71%), Канаду (52%) и Россию (49%). И только каждый пятый (21%) назвал в качестве надежного поставщика энергоносителей США. А на вопрос, следует ли Германии и Европе покрывать свой спрос на газ за счет поставок из России или из США, 61% населения выбрали трубопроводный газ из России и лишь 13% – СПГ из США.

На фоне давления из Вашингтона несколько изменился и тон еврочиновников, которые раньше выступали в роли гонителей проекта, а теперь готовы защищать его от заокеанских партнеров. Заместитель председателя Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович недвусмысленно предупредил, что Брюссель намерен отстаивать свои экономические интересы в случае введения Вашингтоном мер против участников проекта «Северный поток – 2».

Во вторник тема санкций и «Северного потока–2» стала предметом переговоров главы Минэнерго РФ Александра Новака с министром энергетики США Риком Перри и министром финансов США Стивеном Мнучиным.    

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 27.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики