Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод «Ямал-Европа-2» добьёт украинский транзит

Газопровод «Ямал-Европа-2» добьёт украинский транзит

Польша и Белоруссия станут могильщиками самостийной «трубы»

Россия может окончательно прекратить транзит газа в ЕС по территории Украины и построить ещё один обходной газопровод, напугал своих читателей киевский еженедельник «Деловая столица».

По мнению украинского издания, таким газопроводом может стать «Ямал-Европа-2», поскольку президент РФ Владимир Путин на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа-2», один из участков которого пройдет по территории Белоруссии. В ответ на это Алексей Миллер заявил, что из всех газопроводов, идущих в Старый Свет, именно «Ямал-Европа» оказывается наиболее эффективным.

«Что для Украины будет означать строительство Россией второй нитки газопровода „Ямал-Европа“? Скорее всего, если Кремль реально профинансирует этот проект, значит, там приняли стратегическое решение больше не договариваться с „Нафтогазом“ и вообще „попрощаться“ с украинским транзитом. Формальный повод для этого есть: группа Wintershall, которая проводила инспекцию ГТС Украины, сделала заключение о том, что к 2019 г. эта система выйдет из строя», — отмечается в публикации.

По расчётам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, на которые ссылается киевское издание, к 2024 г. «Газпром» сможет обеспечить полную загрузку «Северного потока-2», и с учетом двух ниток «Турецкого потока» прокачивать в Европу около 180 миллиардов кубометров в год. Остаётся 10−15 миллиардов «кубов», которые по-прежнему могли бы идти через Украину. Но если в Кремле решат полностью прекратить украинский транзит, то этот объем газа можно будет перекинуть на «Ямал-Европа-2», ведь его пропускная способность по плану составляла как раз требуемые 15 миллиардов кубометров.

Правда, украинские коллеги забыли упомянуть, что разговор Путина и Миллера о необходимости «второго Ямала» состоялся более четырёх лет назад, в апреле 2013 года. Тем не менее, как мы видели все эти годы, в газовой сфере часто одни проекты замораживались, а вместо них, словно из-под земли возникали другие, как это было с «Южным потоком» или «Турецким потоком». При всех трениях экономического характера с Белоруссией это всё же гораздо более предсказуемы партнёр, чем Украина. Будет ли сделан выбор в пользу «Ямал-Европа-2»?

— Понятно почему на Украине так обеспокоились вопросами обходных газопроводов, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Несмотря на все палки в колёса со стороны США, «Северный поток-2» остановить не удаётся. «Турецкий поток» строится. Хотя с другой стороны, даже при реализации всех, заявленных ныне проектов «Газпрома», небольшая зависимость России от газотранспортной системы Украины (ГТСУ) остаётся. В 2017 году Россия прокачала через Украину 93,5 миллиарда кубометров газа. Допустим, мы в будущем дозагрузим «Северный поток-1» — туда ещё могут войти порядка четырёх миллиардов «кубов». Допустим, будет введён в строй «Северный поток-2». Это ещё 55 миллиардов кубометров газа. Около 30 миллиарда «кубов» могут взять на себя две нитки «Турецкого потока». То есть не меньше 3−4 миллиардов «кубов» даже в самом идеальном случае мы прокачать не сможем, даже если потребности Европы в газе не возрастут, как это прогнозируют сейчас специалисты.

«СП»: — Другими словами, у нас, если мы хотим наращивать поставки газа в Европу, только два варианта — либо договариваться с Украиной, либо строить новый газопровод, тот же «Ямал-Европа-2»?

— Конечно, в связи с тем, что ЕС стремится диверсифицировать закупки газа, поставки российского «голубого топлива» в Европу могут незначительно сократиться. Но это маловероятно. Возможно и строительство нового газопровода. Но я лично считаю, что скорее это будет некий условный «болгарский поток», чем «второй Ямал». Тема нового газопровода через Болгарию актуализировалась после того как президент этой страны, посетил Россию и сам озвучил такое предложение.

Теперь уже предполагается, что вторая нитка «Турецкого потока» пойдёт из Турции не в Грецию, а в Болгарию и дальше — по разработанному ранее маршруту «Южного потока». А может быть, будет построена третья нитка «Турецкого потока», которая на самом деле к Турции уже не будет иметь прямого отношения, поскольку по дну Чёрного моря пойдёт в Болгарию и лишь на выходе снова соединиться с основным «Турецким потоком».

Есть вероятность и строительства «Северного потока-3», поскольку потребление газа будет расти на северо-западе Европы, а не на юге. Дело в том, что в Северном море и у Великобритании, и у Нидерландов, и у Норвегии падают объёмы добычи газа. Причём даже сильнее, чем это прогнозировалось прежде.

Эти варианты более реализуемы, поскольку за это выступают страны, через которые может пройти новый газопровод. А если говорить о трубопроводе «Ямал-Европа-2», то он из Белоруссии может пойти только в Польшу, которая выступает против газового сотрудничества с Россией. Они, наоборот, везде заявляют, что будут переходить на американский СПГ. Кстати, вот как раз 28 июня был подписан соответствующий контракт. И теперь после 2022 года доля СПГ в закупках Польши резко вырастет, ну а доля российского газа, соответственно, упадёт. При этом мы видим, как поляки без конца вставляют палки в колёса «Северному потоку-2». Поэтому я не уверен, что Польша согласится на ещё один российский трубопровод на своей территории. Им, кстати, предлагали это ещё до «Северного потока-1». И тогда они, видимо, под давлением США отказались. Не думаю, что теперь что-то изменилось. Скорее, наоборот.

«СП»: — Как же тогда понимать заявление Миллера?

— С его стороны это, скорей, был ответ на вопрос, готова ли Россия построить «Ямал-Европа-2»? И логика ответа Миллера проста: если все потребители согласятся и это будет рентабельно, то почему бы и нет.

«СП»: — Тем более что американский СПГ очень дорог. Одно дело заявить свою антироссийскую позицию, а другое — из года в год покупать газ, который значительно дороже российского трубопроводного. Насколько хватит такой расточительной русофобии поляков?

— Пока они играют в эти игры. И всячески показывают, что готовы покупать дорогой, но «правильный» американский газ, и отказываться от «неправильного» российского газа. Хотя надо отметить, что соглашения с американскими компаниями, о которых я упомянул ранее, это, скорее, меморандум о намерения, чем юридически обязывающие договоры. При возобладании прагматической позиции или смене правящей партии, поляки могут с радостью согласиться на строительство выгодного для них трубопровода.

«СП»: — А если Россия пойдёт на такой «хитрый манёвр» — будет продавать свой газ Белоруссии, а она уже — в Европу. Таким образом, как бы «неправильный» российский газ становится нейтральным белорусским…

— Трудно сказать. В самой Белоруссии газотранспортная система принадлежит «Газпрому». Конечно, можно создать некоего формального белорусского посредника. Но совершенно не факт, что польская элита не поднимет шум, что Россия опять пытается всех обмануть. Кроме того, «Газпром» уже не раз убеждался, что с любыми посредниками и странами-транзитёрами периодически возникают трения и порой серьёзные. Пытались в своё время создать совместное предприятие «РосУкрЭнерго», которое занималось поставками газа в Европу. Однако ничего особенно хорошего из этой затеи не вышло. Поэтому стратегия «Газпрома» теперь нацелена на то, чтобы минимизировать число посредников.

— Строительство трубопровода «Ямал-2» вероятно, но, скорей всего, это перспектива не самых ближайших лет, — считает в свою очередь директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Пока что планируется порядка 15 миллиардов кубометров газа (а в пиковые периоды потребления и больше) прокачивать через украинскую территорию даже после запуска всех обходных газопроводов. В первую очередь это объясняется тем, что через Украину проще и дешевле доставлять газ в соседние с ней страны — Венгрию, Словакию, Румынию и Молдавию. А строить новый газопровод через пол-Европы затратно, да и без крайней политической необходимости просто бессмысленно.

«СП»: — К тому же Польша, наверно, будет против?

— А вот тут как раз всё может быть наоборот. При всей антироссийской риторике поляки вряд ли откажутся от выгодного предложения — получать доходы от транзита газа по ещё одному трубопроводу. И тут они всегда могут сослаться на пример Германии, которая всячески осуждает «агрессивные действия» России, но при этом не отказывается от «Северного потока-2». Это вообще отличие европейской политики — они не привыкли из каких-то идеологических соображений отказываться от выгодных проектов. 

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 29.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики