Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия "кредитным маневром" увела "Северный поток-2" из-под санкций США

Россия "кредитным маневром" увела "Северный поток-2" из-под санкций США

Заявление финдиректора Nord Stream 2 Пола Коркорана, что "Северный поток-2" обойдется без вложений Запада закономерно, так как деньги уже собраны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Как известно, "Газпром" реализует проект "Северный поток-2" с пятью европейскими компаниями партнерами. Они по сути почти все деньги на проект уже выделили. И если речь идет о недостающей сумме, то российская компания вполне может ее привлечь самостоятельно – она не столь значительна. тем более, затраты "Газпрома" в евро известны – концерн закупил 95% труб для проекта, обетонировал их на 55%. Делается это, насколько известно, в Германии.

Сейчас деньги в американской валюте нужны на обетонирование оставшихся труб и на выплату компаниям, предоставляющим суда-трубоукладчики для проекта. Кроме того, нужно оплатить прибрежные подготовительные работы на шельфе стран Европы. При этом каждая из компаний-инвесторов выделила уже по 950 миллионов евро, то есть практически вся нужная сумма уже собрана, на этом этапе санкции США просто перестали быть угрозой", - отмечает аналитик. 

Финансовый директор компании Nord Stream 2 AG Пол Коркоран заявил, что для его прокладки не нужны западные вложения. "Проект, безусловно, будет профинансирован. Это важно для Газпрома, а Россия в настоящий момент имеет высокий запас ликвидности в евро", – сказал он. И добавил: реализация проекта не будет зависеть от возможных американских санкций. Ранее Берлин заявлял, что США предоставили предварительные гарантии, согласно которым санкции пока не будут распространены на газопроводы с российским участием.

"Хитрость "Газпрома" в том, что европейские партнеры выделили деньги не в качестве компаний-операторов, а де-факто предоставив российской компании кредит. Американцам придется доказывать, что холдинг РФ взял средства именно под "Северный поток-2", а не направил на другие проекты или не разместил средства в собственных облигациях. Этот "кредитный маневр" стал очень удачным ходом российской стороны.

"Газпром" просто "обезличил" эти средства, выведя их из-под возможных угроз. даже если США все же введут в действие санкции августа прошлого года против российских газопроводов, европейские компании наказать не удастся. Деньги выделялись не на проект, а адресату, и доказать движение финансов по внутренним потокам "Газпрома" на "Северный поток-2" будет очень сложно. Вряд ли до этого дойдет в принципе – США не станут ссориться с Европой, вводя эти санкции. И то, что спустя почти год после принятия эти рестрикции не действуют, лучшее подтверждение их нежизнеспособности", - подчеркивает эксперт.

Фактор Дании

Строительство газопровода "Северный поток-2" протяженностью более 1200 км ведется по дну Балтийского моря будет проводиться рядом с действующим газопроводом "Северный поток". В проекте принимают участие немецкие, голландские и французские компании. Общая стоимость трубопровода оценивается в 9,5 миллардов евро. Помимо России и Швеции разрешение на строительство уже выдали Финляндия и Германия, осталась лишь Дания. Срок, отведенный регламентом для ответа на запрос России, истек 30 июня. 

Пол Коркоран и глава "Газпрома" Алексей Миллер объявили, что трубоукладочные суда могут начать прокладку труб уже в ближайшие недели. И если правительство Дании не одобрит строительство газопровода через свои территориальные воды, компании придется изменить маршрут. Наиболее вероятным вариантом он назвал прокладку в международных водах к северу от Дании. Коркоран подчеркнул, что это не сильно скажется на стоимости проекта - в датских водах проходит лишь 10% газопровода.

"Дания оказалась под сильным давлением властей Евросоюза, которые под влиянием США требуют саботировать проект. С другой стороны, существует давление со стороны Германии, которой "Северный поток" выгоден. Предсказать действия Копенгагена сейчас довольно сложно, ведь датских политиков заставили принять закон, что газопроводы могут навредить национальной безопасности страны. От Дании требуют, чтобы она выставила это основанием для отказа российской стороне.

Это применение закона "задним числом", что противоречит всем юридическим догмам. Ведь заявку Копенгагену "Газпром" подал в мае 2017 года, а закон был принят гораздо позже. То есть российская компания может подать в международный суд и будет права – вероятно, этот вариант "Газпромом" рассматривается. Но суды – дело затяжное, потому строительство будет вестись в обход акватории Дании.

Но этот вариант – не единственный. Стоит вспомнить, что Швеция тоже изначально вела риторику, критикующую газопровод, и заявляла о нежелании дать разрешение на строительство. А потом совершенно спокойно Стокгольм подписал все необходимые документы и вручил российской стороне. Вполне возможно, Дания осознает бессмысленность сопротивления и поступит также. Но даже ее отказкатастрофой для проекта не станет – это лишь незначительное препятствие, которое довольно легко обойти", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 01.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики