Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еще дешевле не получится: Польше не удается снизить цены на газ из России

Еще дешевле не получится: Польше не удается снизить цены на газ из России

В конце прошлой недели польская госкомпания PGNiG заявила о том, что Стокгольмский арбитражный суд в промежуточном праве подтвердил ее право требовать снижение цен на газ. Вчера, однако, «Газпром экспорт» сообщил уже, что арбитры отказали польской госкомпании в изменении цены на газ. Окончательное решение Стокгольмского арбитража еще не объявлено, но уже сейчас ясно, что Варшаве не удастся добиться такой же компенсации, как «Нафтогазу Украины». Ее сейчас в шведском суде оспаривает «Газпром». Кроме того, что Польша закупает сейчас более дорогой СПГ из Катара и США, поляки уже несколько лет покупают российский газ по ценам ниже европейских хабов и, как полагают эксперты, хотят получать его еще дешевле и даже начали внутрипольскую «охоту на ведьм», чтобы найти виновного, почему россиянам во время подписания газовых контрактов не выкрутили руки.

30 июня в PGNiG заявили, что арбитры согласились с доводами польской госкомпании, а глава PGNiG Петр Возняк — в Польше ожидают снижения цены контракта до уровня рыночных цен на более позднем этапе арбитражного производства. В Варшаве напомнили, что на протяжении нескольких лет «Газпром» отвергал любую возможность такого пересмотра, и в результате цена контракта для PGNiG якобы значительно превысила цены на западноевропейских рынках.

«Право любой из сторон потребовать пересмотра цены газа в случае существенных изменений на рынке изначально предусмотрено контрактом. Трибунал подтвердил наличие у ПГНиГ такого права, однако не согласился с предложенными польской компанией способом изменения цены и ценовой формулой. Кроме прочего, трибунал не согласился и с доводами ПГНиГ о том, что единственный релевантный фактор для ценообразования в долгосрочных контрактах на поставку газа — это цены на хабах», — уточнили промежуточное решение Стокгольмского арбитража в «Газпром экспорте».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что сейчас, когда цены по контрактам «Газпрома» существенно ниже хабовых, только очень неадекватный контрагент может требовать хабовой индексации. «Я подозреваю, что они хотят цену хаба с дополнительной скидкой. А для этого нет никаких оснований, учитывая, что они покупают более дорогой СПГ», — считает эксперт.

В польской госкомпании уже не раз заявляли, что российский газ по нефтяной формуле слишком дорог и хотели бы покупать его по ценам для германских компаний. Впрочем, судя по отчетности PGNiG, ей выгодно импортировать «голубое топливо» и по существующим условиям. По контракту, заключенному в 1996 году, польская госкомпания обязана выкупать в год не менее 8,7 млрд кубометров. При этом в прошлом году она импортировала почти на миллиард кубометров больше — 9,65 млрд, а в 2016 году на 1,5 млрд кубометров больше — 10,24 млрд. И в отчете за 2016 год в PGNiG написали, что компания непосредственно заработала на низкой цене газа из России. Маржа PGNiG при его продаже потребителям увеличилась, и в 2016 году EBIT (прибыль до выплаты налогов и процентов) выросла на 50% - до 1,28 млрд. злотых ($ 320 млн.).

Пересмотреть цену на газ PGNiG потребовала у «Газпрома» еще в 2014 году. Тогда это было логично, так как цены на газ с нефтяной привязкой существенно превышали спотовые. После этого цены на нефть рухнули и формула «Газпрома» оказалась выгодной для клиентов. Цены на российский газ продолжают оставаться одними из самых низких и сейчас. Поэтому Польша, очевидно, стремится сделать задел на будущее. Сейчас цены на нефть растут и цена газа по контрактам с привязкой к стоимости нефти может существенно вырасти. При этом «Газпром» уже несколько лет как работает с крупными клиентами с учетом цен на хабах и обязался перед Еврокомиссией в рамках урегулирования антимонопольного расследования учитывать этот фактор в отношении и стран Восточной Европы, включая Польшу.

Сама же Варшава до последнего времени только и делала, что ставила «Газпрому» палки в колеса по обоим «Северным потокам» и заявляла о планах отказаться от долгосрочного контракта на поставку российского газа после 2022 года. Логично, что в «Газпроме» будут стараться отказать полякам в снижении цен на газ максимально долго.

В Польше при этом других более дешевых источников газа пока нет. Если СПГ из Катара и США изначально был дорогим, то в Польше растет и стоимость добычи собственного. В первом квартале этого года PGNiG списала $ 66 млн на семь сухих скважин, которые легли в себестоимость внутренней добычи.

В ситуации, когда PGNiG не может убедить арбитров в Стокгольме снизить цены на газ из России экономическими доводами, а полякам по-прежнему рассказывают о дороговизне, в Варшаве решили устроить показательную «охоту на ведьм» и найти крайних. Высшая контрольная палата Польши (NIK) заявила о том, что обнаружила нарушения при заключении газовых контрактов с «Газпромом» в 2009—2010 годах. Там подтвердили, что Россия беспрерывно и в необходимых объемах обеспечивает Польшу газом. Однако вменили в вину тогдашнему министру экономики Вальдемару Павляку и PGNiG то, что они «не предприняли попыток получить в обмен на условия, выгодные для российской стороны, эквивалентные преимущества для Польши».

Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил на пресс-конференции, что в 2010—2017 годах страна потеряла на прибыли от транзита российского газа около $ 400 млн, так как Варшава потеряла контроль над техническим оператором польского участка газопровода «Ямал-Европа» — EuRoPol GAZ s.a. Зависимость от России усилилась, заметил чиновник.

Эксперты полагают, что заявление Петра Наимского можно считать политически надуманным, как и саму ситуацию. Во-первых, более 51% EuRoPol GAZ s. a контролируется именно польской госкомпанией. Во-вторых, заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач говорит о том, что никто никакой прибыли не терял. «Транзитное соглашение учитывает тот факт, что именно российская сторона финансировала строительство газопровода, а тариф установлен таким образом, чтобы компенсировать эти расходы, обеспечивая при этом норму доходности для акционеров «Европолгаза», — заметил эксперт.

Очевидно, что Варшава выбрала украинскую тактику борьбы с «Газпромом», которая не принесла Киеву пока ничего, кроме шума и экономических убытков. При этом польские власти не отказываются от поставок российского газа, а говорят лишь о том, что не будут продлевать долгосрочный контракт после 2022 года, компенсируя российский газ поставками СПГ и «голубым топливом» из еще не построенного «Балтийского газопровода» из Норвегии. В этой ситуации для российского холдинга самым проблемным является даже не то, чей газ в будущем будет потреблять Польша, а стабильный транзит газа в Западную Европу, где у «Газпрома» находятся более надежные партнеры. Германия получает ежегодно более 20 млрд кубометров по газопроводу «Ямал-Европа». В Варшаве уже не раз выступали не только за то, чтобы пересмотреть долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ s. a и тарифы на транспортировку российского газа. Заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев говорил агентству Reuters о разговорах о полном прекращении поставок газа в Германию через Польшу. В 2022 году заканчивается контракт и на транзит газа через Польшу. Поэтому польские власти могут использовать «транзитный» аргумент не только для поддержания антироссийских настроений в самой Польше и поддержания своих позиций в канун местных выборов в 2018 году, парламентских в 2019 году и президентских в 2020 году, но и попытаться с его помощью повлиять на цену российского газа. Правда, несмотря на то, что Польша наращивает закупки дорого СПГ, пока, в отличие от Украины, в Варшаве все-таки предпочитали разделять политическую риторику и бизнес. По крайней мере, поставки российского газа в первом квартале этого года только выросли.

Источник: EADaily, 03.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики