Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Капитализация "Газпрома" падает благодаря правительству

Капитализация "Газпрома" падает благодаря правительству

Индивидуальные налоги для компании стали частью дивидендов

Российское правительство изымает дивиденды «Газпрома» не напрямую, а через особые налоги для этой монополии. Такую необычную налоговую схему эксперты объясняют по-разному. Одни видят в ней обман миноритарных акционеров, которые недополучают дивиденды. А другие объясняют особый налоговый режим для «Газпрома» кознями конкурентов.

Госдума приняла в четверг в окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для «Газпрома». В июне замминистра финансов РФ Илья Трунин на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам сообщил, что правительство РФ предложило ввести для «Газпрома» повышающий коэффициент при расчете НДПИ в период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года. В результате в бюджет поступят дополнительные 72 млрд руб., что компенсирует недополученные дивиденды компании за 2017 год, напоминает ТАСС. В прошлом году – с октября до конца 2017 года коэффициент для расчета НДПИ для «Газпрома» также был повышен. Ранее министр финансов России Антон Силуанов говорил, что повышенная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых для «Газпрома» может применяться по крайней мере до 2020 года.

Необычная схема изъятия дивидендов «Газпрома» через введение специальных ставок налога удивляет некоторых экспертов.

Так, бывший директор департамента Минэкономразвития Кирилл Тремасов из компании «Локо-Инвест» называет эту государственную схему с дивидендами «неприличной» и считает, что она «разрушает стоимость крупнейшей российской компании и ведет к снижению инвестиционной привлекательности всего фондового рынка РФ». Схема с НДПИ для «Газпрома», по словам Тремасова, «наглядно демонстрирует реальное состояние инвестиционного климата в России и отношение правительства к миноритарным акционерам и фондовому рынку в целом».

«Чтобы не делиться с миноритарными акционерами прибылью, «Газпром» платит заниженные дивиденды, но государство (как один из акционеров «Газпрома») компенсирует свои выпадающие дивиденды через повышение НДПИ. Один из акционеров остается при своих, все остальные получают вдвое меньше», – объясняет Тремасов.

«Мы имели бы принципиально иную динамику роста экономики и инвестиций, если бы любые регулятивные решения принимались через призму влияния на стоимость. Не будет у нас никакой инвестиционной модели роста и инвестиционного бума, о котором мечтает правительство (точнее, делает вид, что всерьез этим озабочено), пока мы своими руками разрушаем стоимость публичных компаний», – считает аналитик.

И напоминает о многократном падении рыночной стоимости «Газпрома», который оценивается сегодня всего в 53 млрд долл., тогда как капитализация американской Exxon Mobil – почти в семь раз больше. «У нас была бы совсем другая экономика и другой уровень жизни, если бы перед правительством была поставлена не мифическая цель типа 25% инвестиций в ВВП, а простая и практическая – поднятие стоимости российских госкомпаний до уровня мировых аналогов», – уверен Тремасов.

«Повышение НДПИ для «Газпрома» является скорее ударом по компании. Это событие стоит рассматривать с точки зрения конкуренции «Газпрома» с независимыми производителями газа: «Роснефтью» и НОВАТЭКом», – считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Конкуренты «Газпрома», по его словам, лоббируют улучшение собственных условий работы и поэтому блокируют расширение квоты «Газпрома» по продажам газа на бирже, требуют уравнять тарифы на прокачку газа независимых производителей и «дочек» «Газпрома», а также лоббируют либерализацию экспорта газа. «Повышение НДПИ, конечно, выгодно государству, так как часть дивидендов он уплачивает «Роснефтегазу», а тот не перечисляет эти средства в полном объеме государству. Поэтому логика изъятия природной ренты через НДПИ, а не через дивиденды – есть. Причем бенефициаром такой схемы является Минфин и правительство в целом», – рассуждает Юшков.

«Повышение налогов для «Газпрома» за счет послабления обязательств перед акционерами – это все-таки формальное объяснение. Дивидендная политика в целом для госкомпаний РФ избирательна. Есть лишь рекомендация платить в бюджет 50% годовой прибыли, но не обязывающий закон. Поэтому дисциплина исполнения остается посредственной. Баланс здесь найти сложно – либо ты платишь повышенные дивиденды и растишь капитализацию, либо сдержан в поощрениях акционеров и осваиваешь более значимую инвестпрограмму», – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник. Он напоминает, что у «Газпрома» приближается пик инвестиционных затрат в 2019 году, когда намечена сдача сразу трех инфраструктурных проектов – «Северного потока – 2», «Турецкого потока» и «Силы Сибири». «Повышение фискальной нагрузки может негативно сказаться на динамике финансирования газомагистральных строек», – отмечает Пасечник.    

Автор: Михаил Сергеев

Источник: Независимая газета, 06.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики