Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск разворачивается от Москвы к Пекину?

Минск разворачивается от Москвы к Пекину?

Так и не дождавшись "союзной перезагрузки" 

3 июля Белоруссия отметила День независимости. Хотя республика – такой же осколок СССР, как и Российская Федерация, День независимости здесь приурочен к годовщине освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, а не связан с распадом Союза. По случаю празднования был организован масштабный парад, на котором страна представила не только военную мощь, но и промышленный потенциал. Мероприятие в какой-то степени стало отражением смены союзнических отношений Минска, который все больше сотрудничает с Пекином.

Праздничные мероприятия проходили на непростом экономическом фоне, взаимодействие Белоруссии с её ближайшим союзником – Россией оказалось под угрозой из-за задуманного в Минфине РФ налогового маневра. В случае, если он будет проведён, Минск лишится крупных доходов от переработки и экспорта российской нефти, а также испытает трудности с развитием своего агропромышленного комплекса. Негативное влияние для народного хозяйства Белоруссии будет колоссальным.

Суть налогового манёвра прояснил Накануне.RU ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

"Если мы заканчиваем налоговый манёвр, то мы обнуляем экспортную пошлину и повышаем НДФИ. Значит, и для российских, и для белорусских НПЗ нефть [стоимость нефти] будет такая же, как на внешних рынках".

Эксперт напомнил, что раньше природная рента платилась в двух точках: первая – налог на добычу полезных ископаемых, а во второй экспортной пошлиной облагалась только отправлявшаяся за границу сырая нефть (примерно половина от всей добытой). А после налогового маневра окажется, что природная рента взимается сразу со всего объёма.

Сейчас обсуждается вопрос о том, как не допустить подорожания нефти для белорусских НПЗ.

"Белорусы сейчас получают нефть по внутрироссийским ценам, это примерно на 10 долларов с барреля дешевле, чем на мировом рынке. Там колоссальная выгода идёт. Белорусская экономика на этом и держится – они покупают дешёвую беспошлинную нефть и продают по международным ценам на мировой рынок", – отметил Игорь Юшков.

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян рассказала Накануне.RU, что налоговый маневр российского правительства, на самом деле, повлияет прежде всего на экспортную продукцию Белоруссии, так как большинство продуктов переработки российской нефти отправляется за рубеж. В связи с этим, напоминает эксперт, уже не первый год ведутся переговоры о возможной компенсации. Такие компенсации Беларусь получала уже неоднократно, но как сейчас будет урегулирован этот вопрос – покажут переговоры, которые обычно всегда были в пользу Белоруссии.

Игорь Юшков не исключает варианта, при котором субсидии будут предложены не нефтянке, а газовому сектору.

"В 2017 г. был нефтегазовый конфликт, и там как раз обратная ситуация была: белорусы требовали низких цен на газ, а в итоге им дали субсидии в нефтянке. Тогда в белорусском бюджете оставили экспортные пошлины от 6 млн т. Это прямая субсидия белорусского бюджета. При налоговом маневре эта схема тоже полностью обрушится – если нет экспортной пошлины, то как её перечислять в белорусский бюджет?"

В этой связи белорусской стороне взамен уступок по нефти могут дать российскую цену на газ – цену для Смоленской области, плюс стоимость доставки – это примерно 90 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 142 долларов. Подорожание нефти может негативно сказаться на белорусском сельском хозяйстве, в то время как порядка 95% электроэнергии в Белоруссии вырабатывается на газовых ТЭЦ. Однако Белэнерго продаёт на внутреннем рынке уже значительно дороже закупочных цен, поэтому, возможно, Минску придётся предпринять какие-то реформы в газовой отрасли, чтобы снизить его стоимость для конечного потребителя.

Вторым важным сигналом для отношений Москвы и Минска стали также слухи о возможной скорой смене российского посла в Белоруссии. В качестве возможных преемников Александра Сурикова, находящегося на этом посту уже 12 лет назывались экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев и помощник президента РФ, курировавший отношения с Украиной Владислав Сурков. Третьей возможной кандидатурой стал Михаил Бабич – полпред в Приволжском федеральном округе, служивший в ВДВ и войсках КГБ, в начале 2000-х годов занимавший пост председателя правительства Чеченской республики. В 2016 г. его кандидатура предлагалась на должность посла на Украине, однако Киев не дал ему агреман. При этом официально о назначении Бабича пока не сообщается, зато известно, что рассматривается его перевод на должность замминистра обороны.

Интересно, что хотя налоговый манёвр введён не специально против Минска, в Белоруссии стали распространяться слухи о возможной перезагрузке отношений с Россией, а некоторые эксперты называют возможное назначение Бабича едва ли не проявлением "гибридной войны". Например, доктор политических наук Павел Усов считает, что назначение Бабича может свидетельствовать об изменении подхода Москвы по отношению к Минску.

Нынешняя неопределённость с кандидатурой посла может отражать то, что Кремль ищет политический сценарий для взаимодействия с Белоруссией. Якобы, через Бабича – бывшего представителя силового блока – может проводиться расширение российских сфер влияния, активизация приверженцев русского мира и в конечном итоге чуть ли не "окончательное разрушение государственного суверенитета Белоруссии". Павел Усов полагает, что, в отличие от Киева в 2016 г., Минск сейчас не в состоянии отказаться от посла с бэкграундом силовика, из-за риска спровоцировать начало дипломатической войны, для которой у белорусской стороны нет ни политической воли, ни ресурсов.

Российский политолог Семён Уралов в беседе с Накануне.RU не согласился с таким видением ситуации. Он отметил, что сейчас, например, товарооборот между странами развивается лучше, чем с кем-либо из союзников по Евразийскому союзу. В то же время эксперт отмечает - отношения с Белоруссией требуют более интенсивной работы, особенно в сферах ВПК, импортозамещения, перенятия многих практик, в том числе и белорусских, потому что в опыте контроля за политическим пространством белорусы продвинулись намного дальше.

"Плюс опыт нахождения под санкциями – Белоруссия находилась под санкциями с 1994 г. по 2014-й. Ну и плотной реинтеграции оборонного контура и силового в целом. Задач много и они требуют более интенсивной коммуникации и более активной работы наших дипломатических ведомств. Это не просто посольство в Белоруссии – это должно быть посольство, работающее в самой близкой, самой открытой и самой готовой к интеграции стране. Поэтому мы должны намного более плотно работать. В этом смысле, если бы такие обновления произошли, это было бы очень здорово", – считает Семён Уралов.

Важной особенностью недавнего парада стало заметное участие Китая. Впервые по Минску прошёл отряд почётного караула НОАК, специально к празднику была доставлена партия китайских бронеавтомобилей "Дракон", РСЗО совместной разработки "Полонез" были в ходе трансляции парада названы мощнейшими в белорусской армии.

Колонну гражданской техники возглавили белорусско-китайские легковые машины – продукция совершенно новой отрасли белорусского автомобилестроения. Интересно, что в параде не принимали участие военнослужащие стран-участниц ОДКБ, кроме России. Таким образом, в день независимости Минск показывает, что его ближайшие союзники – это Москва и Пекин. Участие солдат НОАК в зарубежных парадах – явление не уникальное, они принимали участие, например, в Параде Победы на Красной площади в 2015 г. Однако, в данном случае, дата не юбилейная, но китайские военнослужащие впервые приглашены как раз на фоне вышеописанных российско-белорусских разногласий. Не означает ли это, что Беларусь пытается найти в этой ситуации какой-то противовес Кремлю?

Семён Уралов отмечает, что усиление контактов с Китаем – направление внешней политики, сходное и у России, и у Белоруссии: "В речи Лукашенко на параде был очень чётко заявлен тезис – мы укрепляем союзное государство с братской Россией, усиливаем отношения с КНР – нашим стратегическим партнёром и ведём диалог с Западом, без уступок на равноправных позициях". Эксперт отмечает, что здесь нет никаких различий между Белоруссией и Российской Федерацией – мы тоже укрепляем стратегическое партнёрство с Китаем, внутренние союзы – самый глубокий союз с Белоруссией, затем – в ЕАЭС и ОДКБ. В этом смысле белорусская и российская политика синхронизируются, в том числе, и по голосованиям в ООН. Очень много проходит рутинной работы, которая незаметна, к сожалению, которой не интересуются и которая требует большей интенсивности и большей, в том числе, медийной поддержки.

Аза Мигранян выделяет целый ряд причин, по которым происходит сближение Белоруссии и Китая. После 2014 г., когда волатильность российского рубля выровняла ценовую конкурентоспособность белорусских товаров, Беларусь начала активно терять российский рынок. Кроме того, есть факторы, связанные с достаточно быстрыми темпами развития российской инфраструктуры – портовой, железнодорожной, и это привело к тому, что Беларусь начала терять функции транзитной территории и, соответственно, доходы, связанные с этим.

Учитывая модель белорусской экономики, направленную именно на экспорт, республика начала искать новых партнёров, среди которых наибольшие надежды она возлагает именно на Китай. Там созданы достаточно крупные проекты, в том числе и свободная зона "Великий камень", где предполагается развитие совместного производства и сотрудничества в целом. Но пока это имеет в большей степени целью развитие торгового сотрудничества. Беларусь стала активно покупать, замещая российских производителей китайской продукцией разного рода и свойства по ряду причин, в том числе и по причине стоимости.

По мнению журналиста Константина Семина, сближение Минска и Пекина связано со сложностями, которые белорусские власти давным-давно испытывают в общении с проникающим на белорусский рынок российским капиталом, часто ведущим себя беспардонно, стремящимся действовать так же, как он привык действовать внутри России.

"Любое государство, и белорусское государство не исключение, вправе вести разностороннюю внешнюю политику, и если это не получается, для своей продукции, для своих предприятий найти внешнеторговых партнёров по соседству, если этот партнёр начинает вести себя, как слон в посудной лавке, и диктовать свои условия, то вполне закономерно и, мне кажется, неудивительно, что Минск пытается диверсифицировать риски – это так, по-моему, называет наше правительство и, соответственно, найти более вменяемых, менее алчных в чём-то партнёров, которые настроены на долговременное сотрудничество в первую очередь в сфере производства, а не торговли", – рассказал Накануне.RU Константин Семин. 

Автор: Павел Мартынов

Источник: Накануне.Ru, 09.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики