Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск разворачивается от Москвы к Пекину?

Минск разворачивается от Москвы к Пекину?

Так и не дождавшись "союзной перезагрузки" 

3 июля Белоруссия отметила День независимости. Хотя республика – такой же осколок СССР, как и Российская Федерация, День независимости здесь приурочен к годовщине освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, а не связан с распадом Союза. По случаю празднования был организован масштабный парад, на котором страна представила не только военную мощь, но и промышленный потенциал. Мероприятие в какой-то степени стало отражением смены союзнических отношений Минска, который все больше сотрудничает с Пекином.

Праздничные мероприятия проходили на непростом экономическом фоне, взаимодействие Белоруссии с её ближайшим союзником – Россией оказалось под угрозой из-за задуманного в Минфине РФ налогового маневра. В случае, если он будет проведён, Минск лишится крупных доходов от переработки и экспорта российской нефти, а также испытает трудности с развитием своего агропромышленного комплекса. Негативное влияние для народного хозяйства Белоруссии будет колоссальным.

Суть налогового манёвра прояснил Накануне.RU ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

"Если мы заканчиваем налоговый манёвр, то мы обнуляем экспортную пошлину и повышаем НДФИ. Значит, и для российских, и для белорусских НПЗ нефть [стоимость нефти] будет такая же, как на внешних рынках".

Эксперт напомнил, что раньше природная рента платилась в двух точках: первая – налог на добычу полезных ископаемых, а во второй экспортной пошлиной облагалась только отправлявшаяся за границу сырая нефть (примерно половина от всей добытой). А после налогового маневра окажется, что природная рента взимается сразу со всего объёма.

Сейчас обсуждается вопрос о том, как не допустить подорожания нефти для белорусских НПЗ.

"Белорусы сейчас получают нефть по внутрироссийским ценам, это примерно на 10 долларов с барреля дешевле, чем на мировом рынке. Там колоссальная выгода идёт. Белорусская экономика на этом и держится – они покупают дешёвую беспошлинную нефть и продают по международным ценам на мировой рынок", – отметил Игорь Юшков.

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян рассказала Накануне.RU, что налоговый маневр российского правительства, на самом деле, повлияет прежде всего на экспортную продукцию Белоруссии, так как большинство продуктов переработки российской нефти отправляется за рубеж. В связи с этим, напоминает эксперт, уже не первый год ведутся переговоры о возможной компенсации. Такие компенсации Беларусь получала уже неоднократно, но как сейчас будет урегулирован этот вопрос – покажут переговоры, которые обычно всегда были в пользу Белоруссии.

Игорь Юшков не исключает варианта, при котором субсидии будут предложены не нефтянке, а газовому сектору.

"В 2017 г. был нефтегазовый конфликт, и там как раз обратная ситуация была: белорусы требовали низких цен на газ, а в итоге им дали субсидии в нефтянке. Тогда в белорусском бюджете оставили экспортные пошлины от 6 млн т. Это прямая субсидия белорусского бюджета. При налоговом маневре эта схема тоже полностью обрушится – если нет экспортной пошлины, то как её перечислять в белорусский бюджет?"

В этой связи белорусской стороне взамен уступок по нефти могут дать российскую цену на газ – цену для Смоленской области, плюс стоимость доставки – это примерно 90 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 142 долларов. Подорожание нефти может негативно сказаться на белорусском сельском хозяйстве, в то время как порядка 95% электроэнергии в Белоруссии вырабатывается на газовых ТЭЦ. Однако Белэнерго продаёт на внутреннем рынке уже значительно дороже закупочных цен, поэтому, возможно, Минску придётся предпринять какие-то реформы в газовой отрасли, чтобы снизить его стоимость для конечного потребителя.

Вторым важным сигналом для отношений Москвы и Минска стали также слухи о возможной скорой смене российского посла в Белоруссии. В качестве возможных преемников Александра Сурикова, находящегося на этом посту уже 12 лет назывались экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев и помощник президента РФ, курировавший отношения с Украиной Владислав Сурков. Третьей возможной кандидатурой стал Михаил Бабич – полпред в Приволжском федеральном округе, служивший в ВДВ и войсках КГБ, в начале 2000-х годов занимавший пост председателя правительства Чеченской республики. В 2016 г. его кандидатура предлагалась на должность посла на Украине, однако Киев не дал ему агреман. При этом официально о назначении Бабича пока не сообщается, зато известно, что рассматривается его перевод на должность замминистра обороны.

Интересно, что хотя налоговый манёвр введён не специально против Минска, в Белоруссии стали распространяться слухи о возможной перезагрузке отношений с Россией, а некоторые эксперты называют возможное назначение Бабича едва ли не проявлением "гибридной войны". Например, доктор политических наук Павел Усов считает, что назначение Бабича может свидетельствовать об изменении подхода Москвы по отношению к Минску.

Нынешняя неопределённость с кандидатурой посла может отражать то, что Кремль ищет политический сценарий для взаимодействия с Белоруссией. Якобы, через Бабича – бывшего представителя силового блока – может проводиться расширение российских сфер влияния, активизация приверженцев русского мира и в конечном итоге чуть ли не "окончательное разрушение государственного суверенитета Белоруссии". Павел Усов полагает, что, в отличие от Киева в 2016 г., Минск сейчас не в состоянии отказаться от посла с бэкграундом силовика, из-за риска спровоцировать начало дипломатической войны, для которой у белорусской стороны нет ни политической воли, ни ресурсов.

Российский политолог Семён Уралов в беседе с Накануне.RU не согласился с таким видением ситуации. Он отметил, что сейчас, например, товарооборот между странами развивается лучше, чем с кем-либо из союзников по Евразийскому союзу. В то же время эксперт отмечает - отношения с Белоруссией требуют более интенсивной работы, особенно в сферах ВПК, импортозамещения, перенятия многих практик, в том числе и белорусских, потому что в опыте контроля за политическим пространством белорусы продвинулись намного дальше.

"Плюс опыт нахождения под санкциями – Белоруссия находилась под санкциями с 1994 г. по 2014-й. Ну и плотной реинтеграции оборонного контура и силового в целом. Задач много и они требуют более интенсивной коммуникации и более активной работы наших дипломатических ведомств. Это не просто посольство в Белоруссии – это должно быть посольство, работающее в самой близкой, самой открытой и самой готовой к интеграции стране. Поэтому мы должны намного более плотно работать. В этом смысле, если бы такие обновления произошли, это было бы очень здорово", – считает Семён Уралов.

Важной особенностью недавнего парада стало заметное участие Китая. Впервые по Минску прошёл отряд почётного караула НОАК, специально к празднику была доставлена партия китайских бронеавтомобилей "Дракон", РСЗО совместной разработки "Полонез" были в ходе трансляции парада названы мощнейшими в белорусской армии.

Колонну гражданской техники возглавили белорусско-китайские легковые машины – продукция совершенно новой отрасли белорусского автомобилестроения. Интересно, что в параде не принимали участие военнослужащие стран-участниц ОДКБ, кроме России. Таким образом, в день независимости Минск показывает, что его ближайшие союзники – это Москва и Пекин. Участие солдат НОАК в зарубежных парадах – явление не уникальное, они принимали участие, например, в Параде Победы на Красной площади в 2015 г. Однако, в данном случае, дата не юбилейная, но китайские военнослужащие впервые приглашены как раз на фоне вышеописанных российско-белорусских разногласий. Не означает ли это, что Беларусь пытается найти в этой ситуации какой-то противовес Кремлю?

Семён Уралов отмечает, что усиление контактов с Китаем – направление внешней политики, сходное и у России, и у Белоруссии: "В речи Лукашенко на параде был очень чётко заявлен тезис – мы укрепляем союзное государство с братской Россией, усиливаем отношения с КНР – нашим стратегическим партнёром и ведём диалог с Западом, без уступок на равноправных позициях". Эксперт отмечает, что здесь нет никаких различий между Белоруссией и Российской Федерацией – мы тоже укрепляем стратегическое партнёрство с Китаем, внутренние союзы – самый глубокий союз с Белоруссией, затем – в ЕАЭС и ОДКБ. В этом смысле белорусская и российская политика синхронизируются, в том числе, и по голосованиям в ООН. Очень много проходит рутинной работы, которая незаметна, к сожалению, которой не интересуются и которая требует большей интенсивности и большей, в том числе, медийной поддержки.

Аза Мигранян выделяет целый ряд причин, по которым происходит сближение Белоруссии и Китая. После 2014 г., когда волатильность российского рубля выровняла ценовую конкурентоспособность белорусских товаров, Беларусь начала активно терять российский рынок. Кроме того, есть факторы, связанные с достаточно быстрыми темпами развития российской инфраструктуры – портовой, железнодорожной, и это привело к тому, что Беларусь начала терять функции транзитной территории и, соответственно, доходы, связанные с этим.

Учитывая модель белорусской экономики, направленную именно на экспорт, республика начала искать новых партнёров, среди которых наибольшие надежды она возлагает именно на Китай. Там созданы достаточно крупные проекты, в том числе и свободная зона "Великий камень", где предполагается развитие совместного производства и сотрудничества в целом. Но пока это имеет в большей степени целью развитие торгового сотрудничества. Беларусь стала активно покупать, замещая российских производителей китайской продукцией разного рода и свойства по ряду причин, в том числе и по причине стоимости.

По мнению журналиста Константина Семина, сближение Минска и Пекина связано со сложностями, которые белорусские власти давным-давно испытывают в общении с проникающим на белорусский рынок российским капиталом, часто ведущим себя беспардонно, стремящимся действовать так же, как он привык действовать внутри России.

"Любое государство, и белорусское государство не исключение, вправе вести разностороннюю внешнюю политику, и если это не получается, для своей продукции, для своих предприятий найти внешнеторговых партнёров по соседству, если этот партнёр начинает вести себя, как слон в посудной лавке, и диктовать свои условия, то вполне закономерно и, мне кажется, неудивительно, что Минск пытается диверсифицировать риски – это так, по-моему, называет наше правительство и, соответственно, найти более вменяемых, менее алчных в чём-то партнёров, которые настроены на долговременное сотрудничество в первую очередь в сфере производства, а не торговли", – рассказал Накануне.RU Константин Семин. 

Автор: Павел Мартынов

Источник: Накануне.Ru, 09.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики