Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трамп завязал «Северный поток-2» в гордиев узел

Трамп завязал «Северный поток-2» в гордиев узел

США шантажом заставляют Германию повысить военные расходы

Президент США Дональд Трамп считает неприемлемой реализацию проекта газопровода «Северный поток-2». Об этом он заявил 11 июля в ходе рабочего завтрака с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.

«Германия платит миллиарды и миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Это абсолютно неприемлемо. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов РФ. НАТО должна что-то с этим сделать, хотя я не знаю, что вы можете сделать», — сказал Трамп.

Хозяин Белого дома также назвал Берлин заложником Москвы. «Германия полностью контролируется Россией. После строительства нового трубопровода более 70% поставок природного газа будут поступать из России», — добавил он.

Заметим: маршрут газопровода проходит через воды России, Финляндии, Германии и Дании. В настоящий момент все эти страны, за исключением Дании, согласовали прокладку трубы. Причем, как заявила компания-оператор Nord Stream 2 AG, на случай отказа Копенгагена есть план обхода Борнхольма с севера. Разрешение Копенгагена все равно потребуется, но у властей в данном случае не будет формального повода для отказа.

Что до позиции Берлина, представитель Минэкономики ФРГ Анника Айнхорнв конце июня твердо заявляла: США сообщили властям Германии, что пока не собираются вводить санкции в отношении газопроводов. По ее словам, «это все, что у нас есть». Но теперь, получается, Трамп грозит ситуацию переиграть.

Напомним: по закону «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) американцы могут ввести санкции в отношении российских экспортных трубопроводов. Такой шаг может не только осложнить строительство, но и — в теории — ударить по компаниям, которые будут покупать газ из «Северного потока-2».

Понятно, что жестко критикуя канцлера ФРГ Ангелу Меркель за готовность «выплачивать России миллиарды за поставки газа», Трамп добивается от Берлина увеличения расходов на оборону.

Незадолго до саммита НАТО в Брюсселе президент США разослал письма лидерам стран ЕС. В них он указывал, что налогоплательщики в Штатах не понимают, почему европейские страны не выполняют своих обязательств по безопасности. Еще в 2006 году страны-члены альянса приняли решение вносить в бюджет НАТО не менее 2% от ВВП. Однако сегодня это правило соблюдают всего пять государств из 27, входящих в альянс.

Трамп заверил, что заставит всех членов НАТО платить необходимые взносы. В качестве примера несоответствия расходов он привел долю ВВП, которую тратят США и Германия на оборону — 4% и 1,24% соответственно.

Фактически, сейчас Трамп ставит Берлину ультиматум: либо увеличение отчислений на оборону, либо санкции против «Северного потока-2». Блефует ли президент США или идет ва-банк?

— Трамп действительно рассматривает «Северный поток-2» как удобный инструмент давления на Берлин, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Проект давно вызывает вопросы у американских законодателей, и у президента США есть реальная возможность осложнить постройку трубы путем введения новых санкций.

Пока на такой шаг Трамп не идет, но европейские партнеры «Газпрома» этот сценарий учитывают. Юристы европейских энергетических холдингов периодически делают осторожные заявления на счет будущего проекта. Смысл их сводится к тому, что, если США все же введут санкции, европейцы вынуждены будут повиноваться.

Думаю, тем не менее, что «Северный поток-2» будет достроен в любом случае. Хотя бы потому, что в этом крайне заинтересован Берлин. Немцы этого не афишируют, но именно новый газопровод позволит ФРГ стать главным транзитером «голубого топлива» в Европе. Суммарная мощность «Северного потока-1» и «Северного потока-2» составит около 110 млрд. кубометров газа в год, что позволит свести к минимуму украинский транзит.

К тому же глава «Газпрома» Алексей Миллер не исключил возможность строительства газопровода «Северный поток-3» при наличии спроса на газ. Если будет реализован и этот проект, Германия окажется просто в исключительно выгодном положении.

С точки же зрения Трампа, повторюсь, «Северный поток-2» является хорошим рычагом давления. Масштаб немецких вливаний в проект сопоставим с военными отчислениями в НАТО. И это позволяет Трампу представлять дело так, будто Берлин дает «Северному потоку-2» все, а партнерам по альянсу — ничего.

«СП»: — Трамп может добиваться от Берлина не только повышения военных расходов, но и квоты на поставки СПГ для американских производителей?

— Такой размен вряд ли возможен. Думаю, даже Трамп не способен заставить немцев, при наличии свободного рынка газа, покупать «голубое топливо» за океаном по более дорогой цене.

На такую схему можно подсадить разве что республики Прибалтики. Да и то потому, что они аффилированы с Вашингтоном, и ради демонстрации этой политической связки готовы платить больше.

Главы европейских энергетических концернов, как один, очень скептически оценивают перспективы американского СПГ. Заокеанский сжиженный газ может быть конкурентным на азиатских рынках, но никак не в Европе. Достаточно напомнить, что тестовые поставки из США, которые на начальном этапе сопровождались громким пиаром, тихо сошли на нет. И верениц американских танкеров с СПГ, идущих в Европу, мы сегодня не видим.

«СП»: — Что произойдет, если Трамп все-таки введет санкции против «Северного потока-2»?

— В этом случае, прежде всего, российской стороне придется поменять юрисдикцию судна-трубоукладчика. Это, замечу, сделать нетрудно. Труднее решить вопрос со схемами финансирования проекта странами-партнерами. Но и это возможно — например, через выпуск дополнительных бумаг «Газпрома», которые можно будет покупать без ограничений, и таким способом привлекать инвестиции. Словом, в нынешних условиях остановить постройку газопровода почти нереально.

А вот на сбыт газа, поставляемого по «Северному потоку-2», санкции вообще не повлияют. Чтобы запретить иностранным компаниям покупать российский газ, нужно вводить против России санкции по модели Ирана. Это чересчур даже для «ястребов» Трампа.

«СП»: — Дональд Трамп ультимативно, в форме прессинга, ставит вопрос о «Северном потоке-2». Не создает ли он тем самым дополнительную переговорную площадку перед встречей с Владимиром Путиным?

— Это вполне возможно. Повестка встречи Путина и Трампа весьма обширна, и тема энергетики в ходе переговоров точно будет затронута. Другое дело, что о конкретных разменах, включающих поставки газа в Европу, которые будут обсуждать лидеры двух стран, мы едва ли не узнаем. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 11.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики