Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия не станет раздражать «Газпром» до начала переговоров с Украиной

Еврокомиссия не станет раздражать «Газпром» до начала переговоров с Украиной

Перенесено рассмотрение поправок к газовой директиве, регулирующих «Северный поток – 2»

Комитет постоянных представителей Евросоюза 20 июня решил отложить обсуждение поправок к газовой директиве ЕС до проведения трехсторонних переговоров между Россией, Украиной и ЕС о продлении транзитного контракта через Украину, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с его участниками.

Газовая директива – один из основополагающих документов энергетического законодательства Европы, направленного на развитие конкуренции в этой сфере. В частности, применительно к газопроводам она требует разделения функций транзитера и поставщика, а также допуска к поставкам по трубе третьих сторон. В ноябре 2017 г. Еврокомиссия предложила внести в документ поправки, которые распространяют нормы директивы на морские газопроводы, входящие на территорию Европы из третьих стран. В первую очередь это может отразиться на проекте газопровода «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м в год, который «Газпром» планирует проложить по дну Балтийского моря из России в Германию. Согласно текущей редакции газовой директивы Евросоюза страны содружества могут сами определять, каким нормам должен соответствовать поставщик газа через морские трубопроводы.

Представители Австрии, Бельгии, Франции, Германии и некоторых других стран предложили отложить дальнейшее обсуждение поправок в газовую директиву, чтобы избежать «негативного влияния» на готовящиеся трехсторонние переговоры по газовому транзиту, перенесли обсуждение этого вопроса на более поздний период, говорит собеседник «Ведомостей». Второй утверждает, что изменилась повестка – канцлер Германии Ангела Меркель встречалась и с президентом Украины Петром Порошенко, и с президентом России Владимиром Путиным. «Меркель разделила позицию Порошенко, что транзит через Украину должен быть, а Путин отметил, что транзит газа через Украину возможен при экономической целесообразности, – говорит он. – Так что если сейчас продолжить обсуждать изменения в газовую директиву, то это может навредить начавшемуся процессу переговоров». Поэтому Комитет постоянных представителей решил обсуждать поправки в газовую директиву после трехсторонних переговоров по газу, говорят оба собеседника.

«Принятие поправок к газовой директиве сейчас могло бы осложнить реализацию «Северного потока – 2», в результате позиция Москвы по перезаключению контрактов с «Нафтогазом» по транзиту могла бы стать менее конструктивной», – соглашается директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По его мнению, ключевые страны ЕС (прежде всего Германия), скорее всего, будут пытаться увязать одобрение строительства «Северного потока – 2» с решением украинского газового вопроса – перезаключением контрактов по закупкам и транзиту газа между Москвой и Киевом, а также уплатой штрафа по решению стокгольмского арбитража.

«Поправки в газовую директиву ЕС не соответствуют принципам международного права и дискредитируют юридическую систему союза, – комментирует замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. – То, что их принятие отложено, позитивно как для «Северного потока – 2», так и для энергетической безопасности Евросоюза, а также его репутации». 

Трехсторонняя встреча между Россией, Евросоюзом и Украиной может состояться 17–18 июля, говорил министр энергетики России Александр Новак. Один из вопросов к обсуждению – транзитные контракты, отмечают два собеседника «Ведомостей», знакомых с ходом подготовки встречи. Но пока решение не принято.

Представитель Еврокомиссии от комментариев по существу отказался. Представители министерств энергетики России и Украины на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«Речь прежде всего идет о консультациях, которые должны задать рамки и запустить коммерческие переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом», – считает Гривач. – Они, очевидно, не будут быстрыми. Помимо негативного политического фона на Украине есть и множество принципиальных развилок, которые предстоит преодолеть». Сколько продлятся переговоры по транзиту, он оценивать не берется. Контракт на прокачку газа через Украину рассчитан до конца 2019 г.

Сейчас «Газпром» бьет рекорд за рекордом по поставкам газа в Евросоюз. За первое полугодие 2018 г. компания поставила туда 101,2 млрд куб. м, говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. А по итогам всего года «Газпром» может прокачать в Евросоюз около «205 млрд куб. м и выше», допустил он.

Авторы: Виталий Петлевой, Артур Топорков

Источник: Ведомости, 05.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики