Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кремль ответил на угрозы США ввести санкции против инвесторов «Северного потока — 2»

Кремль ответил на угрозы США ввести санкции против инвесторов «Северного потока — 2»

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков считает, что заявления Трампа не что иное, как попытка вынудить Европу покупать американский сжиженный природный газ

В администрации президента России Владимира Путина прокомментировали заявления американского лидера Дональда Трампа о неприемлемом потоке «трубопроводных долларов» из Европы в Москву, а также угрозы Госдепартамента о введении санкций в отношении компаний, работающих над проектом «Северный поток — 2». 

По мнению Трампа, Германия платит за российский газ и поддерживает «Северный поток — 2», а Вашингтон тратит бюджет на оборону, защищая ее как союзника по НАТО. Об этом сообщает РИА Новости.

Вот что сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов: 

— Вчера на саммите НАТО Дональд Трамп прямо с порога заявил о том, что Германия находится в заложниках у России, потому что получает из России газ, а также жестко раскритиковал «Северный поток — 2». В общем-то, Трамп заявил, что будет добиваться, чтобы его не было, так как он считает, что невозможно быть членом НАТО и одновременно зависеть таким образом от России. Сегодня уже в Госдепе заявили, что могут быть введены санкции для тех компаний, которые намерены участвовать в проекте. Как в Кремле могут прокомментировать эту ситуацию, считают ли вообще, что есть угроза для трубопровода? Есть ли в связи с такими заявлениями Трампа опасения по поводу исхода саммита в Хельсинки, который намечен на ближайшее время?

— Это не новые, по сути, идеи, просто заявление сделано в более концентрированном и нажимном стиле. Мы неоднократно говорили, что «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» являются исключительно коммерческими проектами, соответствующими интересам как поставщика энергоресурсов природного газа, так и покупателям этого природного газа в Западной Европе. Мы неоднократно говорили, что на протяжении многих десятилетий Россия подтверждала и подтверждает до сих пор, что она надежный гарант энергетической безопасности Европы, ибо до сих пор ни один источник не продемонстрировал большую надежность и стабильность, как поставки трубного газа, столь необходимые для прогнозируемого поступательного развития экономики европейского континента. Также всем известно, что по себестоимости поставляемого газа очень мало альтернативных источников могут даже в отдельно взятое время с ним конкурировать. Что касается попыток, скажем так, организации различных атак на этот коммерческий проект, то мы и раньше говорили, что считаем это проявлением недобросовестной конкуренции. Это не что иное, как попытка вынудить европейских покупателей приобретать более дорогой сжиженный газ, который может им поставляться из альтернативных мест. Мы считаем, что это вопрос экономической конкуренции, именно в ее рамках покупатели должны принимать решения о предпочтительности того или иного источника. Что касается зависимости Германии как крупного покупателя нашего газа, мы также не можем согласиться с этим тезисом, потому что подобные поставки трубного газа ведут не к зависимости одной страны от другой, а к полной взаимной зависимости, что является, кстати говоря, залогом стабильности, а также залогом, скажем так, дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях.

— Насколько заявления Трампа могут все-таки осложнить переговоры, которые будут в понедельник? Повлиять на них как-то?

— Они и так будут сложными. Вы знаете объем разногласий, которые на повестке дня, поэтому вряд ли сейчас что-то может это осложнить. 

Встреча президента России Владимира Путина и главы США Дональда Трампа запланирована на 16 июля, как ожидается, она пройдет в Хельсинки.

Насколько серьезно следует относиться к новым угрозам Госдепа? Действительно ли партнеров России по «Северному потоку — 2» ждут санкции? Комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Для европейских партнеров «Северного потока — 2» санкции действительно очень серьезная вещь, и они хотели бы их избежать. Финансовые потери могут быть очень большими, поэтому психологическое давление имеет место быть. Для нас уже теперь никакие санкции несерьезны, нам абсолютно на них наплевать. Что касается наших партнеров в Европе, то там ситуация иная. Это похоже на то, как бандиты берут заложников. В данном случае в качестве бандитов выступает Госдепартамент США, а заложники — наши партнеры в Европе. Ну вот такая вот картина. Неприглядная, прямо скажем».

С другой стороны, Вашингтону самому невыгодно обострять разгорающийся конфликт с Европой, отмечает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«Если посмотреть на формулировки, которые использовал представитель Госдепартамента, то они очень обтекаемые. Много сослагательного наклонения: могли бы, возможно и так далее. На мой взгляд, это связано с тем, что Вашингтон не хочет вводить санкции. Они понимают, что это окончательно выведет их на новый уровень противостояния с союзниками в Европе. Поэтому американцы наращивают такую словесную интервенцию, давление на партнеров, чтобы они просто отказались от участия в проекте. Мне кажется, что этого все-таки не произойдет, потому что для европейцев это реальный тест на их самостоятельность. Они уже достаточно жестко реагируют. Еврокомиссия, которую сложно заподозрить в симпатиях к «Северному потоку», говорила, что если будут приняты какие-то меры против европейских компаний, то они будут разрабатывать жесткий ответ. Я не исключаю, что в конечном итоге, если у американцев не останется других инструментов, они все-таки пойдут на этот шаг. Другое дело, что мы проходили через это почти 40 лет назад. В начале 80-х Рейган вводил эмбарго против европейских предприятий, которые участвовали в строительстве газопровода из Советского Союза. Но те же западные лидеры выпустили специальные директивы своим предприятиям продолжать выполнять контракты. Они их защитили. Санкции в итоге были отменены буквально через несколько месяцев, причем создав очень серьезный кризис в отношениях между Штатами и их западноевропейскими партнерами».

Проект «Северный поток — 2» предусматривает строительство двух ниток газопровода от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. Крупнейшим акционером проекта является российская компания «Газпром», владеющая 51%. 

Источник: BFM.RU, 12.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики