Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ни газа, ни денег: Нафтогаз "смоет" транзитным потоком

Ни газа, ни денег: Нафтогаз "смоет" транзитным потоком

Ответ "Нафтогаза" в лице Юрия Витренко на слова Владимира Путина о сохранении транзита газа явно противоречит интересам Украины. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Озвученная Витренко позиция Украины по газовому спору с Россией просто неадекватная – ему предлагают сохранить хотя бы часть газового транзита для Украины, он делает все, чтобы через страну не прокачивали ни кубометра. России остается построить, к примеру, "Северный поток-3" и навсегда распрощаться с газотранспортной системой (ГТС) Украины. Накануне Киев сделал еще одно не менее абсурдное заявление на эту тему.

Мол, после 2020 года украинская сторона намерена с 2020 года установить тарифы на транзит как в Европе – на 20% ниже, чем сейчас. Тогда как на 2018-2019 год намерены, наоборот, существенно их поднять. Другими словами, Киев признает: цены необоснованно завышены уже сегодня, в Европе так никто не работает – Украина получает по самому высокому тарифу, который вообще платит "Газпром". Требование у Стокгольмского арбитража повысить еще и эти расценки просто лишает Россию последних оснований качать газ через Украину – это просто не выгодно", - отмечает аналитик. 

Коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко отреагировал на слова Владимира Путина о будущем украинского газового транзита. Президент РФ накануне заявил, что Москва намерена сохранить транзит, но Киеву стоит урегулировать хозяйственные споры в Стокгольмском арбитраже с "Газпромом". "Споры относительно контрактов на поставку газа и его транзит можно считать урегулированными, неурегулированным остается лишь последний поданный Украиной к России иск", - написал Витренко, обвинив "Газпром" в невыполнении решения арбитража – отказе выплачивать 2 млрд долларов. Это решение суда, к слову, Газпром обжаловал.

"Сейчас Витренко пишет, что Россия должна доплатить за транзит за предыдущие годы – это требование, ценой в 12 млрд долларов, он имеет ввиду, говоря о последнем иске в Стокгольме. Путин имел ввиду совсем иное – "Нафтогазу" стоит пойти с "Газпромом" на мировую, уйдя "в ноль" по взаимным претензиям. Единственное, "Нафтогаз" должен вернуть России деньги за отобранный в 2014 году газ, который Киев так и не оплатил.

Это наиболее выгодный для Украины вариант, если она планирует и дальше получать доходы с газового транзита – это серьезная часть бюджета страны. Но Киев делает все, чтобы Россия увела поставки на обходные газопроводы и сделала их более выгодными для себя. Позиция Украины, что Россия должна не только платить огромные деньги по необоснованным претензиям, но еще и качать через ее территорию газ, абсурдна. Впрочем, именно во избежание подобных проблем и задумывался проект "Северный поток-2", который уже сейчас стал серьезной головной болью для Киева", - подчеркивает эксперт.

"Смерть" украинской ГТС

Накануне Путин на совместной пресс-конференции с президентом США Дональдом Трампом рассказал о будущем газового транзита через Украину после 2019 года. "Я заверил господина президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде", - сказал российский лидер. 

В феврале 2018 года Стокгольмский арбитражный суд обязал "Газпром" выплатить "Нафтогазу" $4,63 млрд за недопоставку газа по договору о транзите. Также суд постановил, что украинская компания должна заплатить российской $2,6 млрд за уже поставленное сырье. В марте "Газпром" заявил, что расторгнет соглашения с Украиной, в том числе на транзит газа в Европу. Глава российской компании Алексей Миллер заметил, что исполнение контрактов "экономически нецелесообразно и невыгодно" для российской стороны.

"Судьба украинской ГТС при нынешней позиции украинских властей незавидна. Дело в том, что "Газпром" наращивает продажи газа за рубеж – в этом году планируется поставить рекорд в 200 млрд кубометров. При такой тенденции даже полностью загруженные обе ветки "Северного потока", а также две нитки "Турецкого потока" просто не справятся с нужными объемами. И по сути на долю украинской "трубы" все равно придется от 3 до 9 млрд кубометров транзитного газа в год.

При этом РФ выполнит свое обещание Европе и Штатам – поставки через Украину формально остаются. Вот только Киев такой расклад устроит вряд ли – ему придется делить на 10 сегодняшние доходы, получаемые за транзит от "Газпрома". Ведь в прошлом году через ГТС этой страны прошли более 93 млрд кубометров российского газа.

Но просто потерей денег дело не ограничится. Украинская ГТС изначально рассчитана на перекачку значительных объемов, снижение до 3-9 млрд кубометров для системы технически нежелательно. По сути Украине придется оставить от всей ГТС лишь одну трубу, перестроив ее на малые объемы и вложив в это серьезные средства. Лишь она одна будет поддерживаться в нормальном работоспособном состоянии, остальную инфраструктуру можно отправлять на металлолом.

Со стороны сложившаяся ситуация смотрится комично. Россия предлагает наилучшие условия и перспективы Украине в обмен на компромисс. Киев в ответ сыплет абсурдными требованиями, рискуя на ровном месте лишиться транзита и доходов навсегда", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 17.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики