Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нагнуть» НАТО: в Сенат подали закон, чтобы союзники покупали газ из США

«Нагнуть» НАТО: в Сенат подали закон, чтобы союзники покупали газ из США

Вчера в средствах массовой информации активно публиковали новость о том, что в Сенате США зарегистрировали законопроект о санкциях против «Северного потока-2». Автор документа сенатор-республиканец Джон Баррассо заявил, что законопроект призван повысить энергетическую безопасность членов НАТО за счет предоставления им энергоресурсов США.

На самом деле, в самом тексте документа, опубликованного на сайте Конгресса, никаких новых санкций в отношении проекта «Северный поток-2» нет. Авторы просто перечисляют уже то, что есть в санкционном законе, который Дональд Трамп подписал в августе прошлого года: максимальный запрет на инвестиции и предоставление товаров и услуг для строительства экспортных газопроводов из России для любой компании или физического лица в мире. При этом наказания в документе не указаны, а дается прямой отсыл на уже принятый закон. В нем, напомним, попавшие под действие закона наказываются решением президента США 12 видами санкций: от запрета на кредиты от финансовых учреждений, подпадающих под юрисдикцию США, до отказа в транзакциях. Чем отличаются тексты уже действующего закона и законопроекта по «Северному потоку-2», так это тем, что в действующем законе говорится: «Президент США может наложить санкции!» А в предлагаемом законопроекте: «Президент США накладывает санкции!». Ранее в Европе заявляли, что именно они убедили американские власти, чтобы в действующем законе наложение санкции стало возможностью, а не обязанностью президента США.

Если для «Северного потока-2» новый законопроект не несет почти ничего нового, то европейцы — другое дело. Им Джон Барассо пообещал избежать давления и манипуляций со стороны России с помощью пока еще законопроекта. О том, как не пострадают ведущие европейские компании, которые финансируют и участвуют в строительстве балтийского газопровода, ничего не говорится. Зато акцентируется внимание на возможности получения надежных энергопоставок из США и подробно прописывается стратегия, как Вашингтон сможет заставить своих союзников по НАТО покупать именно американский газ. Так, сенатор-республиканец предлагает, чтобы президент США направил в совет НАТО представителя, который будет влиять на то, чтобы члены альянса и страны-партнеры НАТО в Европе и Евразии совместно достигли энергетической безопасности. Для этого Джон Барассо считает нужным обязать США и союзников разработать совместную трансатлантическую энергетическую стратегию. Она должна быть подана в Конгресс не позднее, чем через 180 дней после принятия закона. В законопроекте четко говорится, что должно стать основными целями и быть прописано в документе: увеличение энергетической безопасности стран и партнеров НАТО и рост экспорта энергоресурсов из США в эти страны.

Напомним, европейские тяжеловесы, Германия и Франция, с раздражением восприняли давление США и последние заявления Дональда Трампа на саммите НАТО в Брюсселе о том, что Европе необходимо отказаться от «Северного потока-2». Канцлер ФРГ Ангела Меркель ответила, что ее страна и так независима и сама принимает решения. В этом ее поддержал президент Франции Эмманюэль Макрон. Позже, после встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки, Дональд Трамп смягчился и заявил, что Берлин может самостоятельно принимать решения по поводу «Северного потока-2». Госдепартамент США при этом уже несколько раз за последние месяцы заявлял о возможности введения санкций против европейских участников проекта балтийского газопровода.

То, что новый законопроект об усилении безопасности США и ее союзников направлен, прежде всего, на экспансию американского газа, становится понятно из других разделов документа. Например, в разделе об одобрении экспорта природного газа союзникам США. Там неожиданно всплывает тема экспорта газа в Японию, которая является одним из крупнейших потребителей СПГ. Джон Барассо предлагает законодательно закрепить важность экспорта газа в эту страну и то, что заявки на поставку «голубого топлива» в Японию должны одобряться без изменений со стороны американских властей и без задержек.

«Владимир Путин думает об энергоресурсах как о деньгах, силе и политике. И что нам необходимо сделать, так это принять то, что я предлагаю. Это очень разумный подход», — заявил Джон Барассо. Правда, в саморекламе своего законопроекта он не упомянул, что предлагает Европе не выгодную альтернативу, а ее принуждение к закупкам СПГ из США. Сам Джон Барассо из Вайоминга считается лоббистом нефтегазовых компаний. Он был одним из 22 сенаторов, кто убеждал Дональда Трампа выйти из Парижского соглашения по климату. По данным американского «Центра за ответственную политику», с 2012 года Джон Барассо получил от энергетического сектора страны $ 585 тыс.

Напомним, что газопровод «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров в год станет одним из основных газовых маршрутов в обход Украины после окончания действия контракта на транзит газа в 2019 году. Против его строительства выступили США, страны Балтики, Польша и Украина. Однако их противодействия не хватило, чтобы страны Западной Европы отказались от проекта. И санкции США остаются едва ли не последней возможностью повлиять на ход строительства. Однако, как эксперты говорили EADaily, у США достаточно причин, чтобы к ним не прибегать, а стараться принудить своих союзников самостоятельно отказаться от проекта. «Вашингтон понимает, что санкции против европейских компаний окончательно поссорят США с ключевыми странами ЕС. И не хотят пользоваться этим инструментом», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По мнению замдиректора ФНЭБ, если Вашингтон примет решение о санкциях, то никакой закон или разъяснения о сроках принятия инвестиционного решения не остановят руководство США, чтобы наказать любую компанию, участвующую в проекте. «Экстерриториальные санкции сами по себе незаконны, поэтому одним эпизодом больше или меньше для американцев не имеет значения. Они могут ввести их, например, не в рамках принятого закона, а просто отдельным указом президента или какого-то исполнительного органа, — говорит Алексей Гривач. — Другой вопрос, будет ли это эффективно. На мой взгляд, это зависит от европейцев, для которых вся данная ситуация один большой тест на самостоятельность. Готовы ли они отказаться от суверенной энергетической и экономической политики или намерены сами принимать решения о собственном развитии. Если второе, то тогда они найдут способ защитить интересы своих компаний, что сделает санкции неэффективными. Мы проходили это в начале 80-х годов, когда Рейган вводил эмбарго против европейских промышленных компаний, которые поставляли оборудование для газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Но тогда лидеры стран Западной Европы отказались следовать за США и санкции были отменены через несколько месяцев после введения».

Источник: EADaily, 19.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики