Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяными ценами будет управлять тройственный союз

Нефтяными ценами будет управлять тройственный союз

Над рядовыми участниками картеля ОПЕК сгущаются юридические тучи

Контроль над нефтяными ценами переходит к новому центру принятия решений. Роль неформального центра будет играть тройственный союз США, РФ и Саудовской Аравии, предполагают эксперты. Нефтяные цены определяются условиями соглашения ОПЕК+, к которому присоединились страны – участницы ОПЕК, а также Россия и другие страны-экспортеры. Администрация Трампа тоже претендует на управление нефтяными ценами. Для большей сговорчивости картеля американцы могут распространить свое антикартельное законодательство на членов ОПЕК.

Участники нефтяного картеля ОПЕК готовят план действий на случай принятия в США закона против нефтяных картелей, сообщило агентство Bloomberg. 

Свою новую стратегию страны ОПЕК вырабатывают в ходе консультаций с американскими юристами. Консультации с такими фирмами, как White & Case LLP, состоятся в ближайшие дни. ОПЕК хочет получить рекомендации относительно того, как действовать, если в США будет принят закон о запрете деятельности картелей нефтепроизводителей и экспортеров, известный как NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act).

Законопроект был представлен Палатой представителей в мае 2018 года. На прошлой неделе Сенат также внес поправки в антимонопольный закон, известный как Акт Шермана от 1890 года. Именно благодаря этому закону более ста лет назад была разрушена корпорация Standart Oil Джона Рокфеллера, напоминает агентство. Если акт NOPEC будет принят, США получат возможность подать в суд на ОПЕК за манипулирование ценами на энергоносители. Тем более что американский президент Дональд Трамп неоднократно критиковал ОПЕК, обвиняя эту организацию в искусственном повышении цен на нефть и призывая ее увеличить производство.

В настоящее время участники соглашения ОПЕК+ наращивают суммарное производство нефти в рамках модифицированного соглашения ОПЕК+. В конце 2016 года страны – участницы ОПЕК+ согласились уменьшить ежесуточную добычу на 1,8 млн барр. по сравнению с уровнем октября 2016 года. Однако сокращение добычи нефти в Венесуэле привело к перевыполнению плана по сокращению добычи. Поэтому в июне 2018 года участники соглашения ОПЕК+ решили увеличить суммарную добычу на 1 млн барр. Но и сейчас соглашение выполняется «с перебором».

Уровень исполнения соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти снизился до 121% в июне, сообщили вчера представители картеля ОПЕК. При этом иностранные наблюдатели описывают происходящее как формирование нового альянса между США, РФ и Саудовской Аравией, который займется координацией нефтяного рынка «над» ОПЕК. С того момента, как Америка превратилась в экспортера нефти, ее интересы изменились, отмечают эксперты нефтяного рынка в газете Frankfurter Allgemeine.

А российские специалисты считают, что некое подобие тройственного союза имело место и в прошлом. «На протяжении всей современной истории США и Саудовская Аравия сотрудничали по нефтяному вопросу и совместно манипулировали ценами, в том числе и для борьбы с СССР. Так что этот альянс никуда не исчезал, просто действовал с разной степенью активности, а учитывая современные реалии, к ним вполне может присоединиться и Россия как один из ведущих экспортеров. При этом мнение остальных членов нефтяного картеля уже практически ничего не значит: большинство стран – членов ОПЕК испытывают огромные проблемы с экономикой, и поэтому их решения почти не имеют веса», – считает исполнительный директор ICBF Максим Ефремов.

Однако некоторые российские специалисты считают появление тройственного союза малореальным. «США не могут участвовать в таких соглашениях, как ОПЕК+. Для этого нужно иметь возможность регулировать объемы добычи в своей стране. Например, члены ОПЕК исторически имеют формальный инструмент регулирования добычи. В России ситуация иная: формальных полномочий по регулированию объемов добычи у Минэнерго нет, но президент имеет возможность неформально заключить с нефтяными компаниями «джентлеменское соглашение», чтобы те сами, добровольно снизили объемы производства нефти. В США нет ни одного из указанных инструментов. На внутреннем рынке там присутствует большое количество компаний, и договориться с ними об объемах производства фактически невозможно. Единственное, что могут сделать федеральные власти – регулировать экспорт», – объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Другое дело – регулирование цен, в котором фундаментальную роль играет монетарный фактор. Чем больше денег в мировой экономике, тем выше цена. Таким образом, США могут влиять на нефтяные цены, регулируя объем денежной массы.

Цель США на нефтяном рынке – держать нефть на приемлемо высоком уровне. Но вся политика США изменилась бы в случае перехода на самообеспечение нефтью. В частности, Вашингтон смог бы чувствовать себя более свободно по вопросам Ближнего Востока. И многие бывшие союзники легко стали бы врагами. Да и осложнение поставок ближневосточной нефти в Китай было бы на руку США при переговорах с Пекином и ограничении растущей мощи Китая в мировой экономике и политике.

«Высокие цены на нефть отражаются как на цене бензина в США, так и на экономике страны в целом. США не раз осуществляли попытки повлиять на ОПЕК, открыто высказывая свое мнение по работе организации и сговоре картелей. Но это не приносило особого результата и не принесет, даже если США будут применять юридическое давление на ОПЕК в рамках национального законодательства», – считает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.

«Агрессивные заявления Трампа относительно действий ОПЕК и РФ по объемам добываемой нефти в мире – попытка привлечь к себе внимание и желание сделать так, чтобы с США тоже считались. Сценарий нефтяного союза РФ, Саудовской Аравии с США кажется маловероятным в настоящее время. «Дружить» с Америкой будут только в условиях сильного давления и безысходности», – считает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров.  

Автор: Михаил Сергеев

Источник: Независимая газета, 19.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики