Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия создает новый ОПЕК

Россия создает новый ОПЕК

Новая организация на платформе ОПЕК+ может заработать с 1 января следующего года, заявил глава Минэнерго России Александр Новак в кулуарах совещания с энергетиками в Хабаровске. Министр уточнил, что она сохранит функции регулирования нефтедобычи и сможет вернуться к ее сокращению, если возникнет необходимость.

"Мы так планируем, чтобы этот механизм заработал с 1 января 2019 года. Будем обсуждать это на министерской встрече", - цитирует Новака ТАСС. Он добавил, что варианты названия новой организации еще предстоит выбрать, как и место размещения штаб-квартиры.

Как пояснил глава Минэнерго, при создании новой организации возможности управления уровнем добычи "будут заложены в совместной координации действий". При этом он не ожидает в обозримом будущем перепроизводства нефти, несмотря на недавнее решение ОПЕК+ нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки. "Наоборот, рынок ребалансируется, назревает дефицит", - прогнозирует Новак.

Напомним, ранее Россия и Саудовская Аравия согласовали продление Венского соглашения, известного как альянс ОПЕК+, на бессрочной основе. Также сообщалось, что секретариат ОПЕК приступил к подготовке необходимой документации для создания новой организации. Как ожидается, она займет несколько месяцев.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, формат сотрудничества России с ОПЕК, скорее всего, останется на нынешнем координационном уровне. "Довольно сложно представить какой-то новый формат, так как Россия уже более года де-факто является членом ОПЕК – мы взяли на себя обязательства по объемам добычи, исполняем их, постоянно встречаемся с членами картеля и обсуждаем ситуацию на рынке, следим за эффективностью регулирования объемов производства нефти. К примеру, последнее совместное решение в этом формате было повысить объем добычи примерно на 1 млн баррелей в сутки, благодаря чему Россия выйдет на уровень нефтедобычи до подписания самого первого соглашения с ОПЕК", - напомнил он.

"Таким образом, трудно представить, как можно более тесно взаимодействовать, чем сейчас. В связи с этим, скорее всего, формат останется тем же, только будет подписано соглашение о том, что Россия является постоянным партнером ОПЕК. Вряд ли это будет оформлено как вхождение в картель, поскольку по формальным признакам мы не можем быть членом ОПЕК – наше Министерство энергетики не обладает функцией регулирования объемов производства. Как известно, Россия довольно необычно участвуют в сделке ОПЕК+ - Владимир Путин просто встретился с главами нефтяных компаний и попросил их содействовать проекту, а те сами, добровольно снизили объем производства. В ОПЕК все-таки есть механизмы, когда государство определяет уровень нефтедобычи, без этого мы не сможем стать членом картеля, но сможем получить статус партнера", - обратил внимание Игорь Юшков.

"ОПЕК и Россия получат одинаковую выгоду от такого сотрудничества и постоянной информационной кампании вокруг него с регулярными заявлениями о том, что мы вместе следим за рынком и приемлемым уровнем цен. Мы уже видели, как цены возросли до $80 за баррель, сейчас они спустились до $70 за баррель, но в этом коридоре они для всех комфортны. Самое главное для стран-экспортеров – это цена нефти. Конечно, мы остаемся конкурентами на международном рынке – и Россия, и Саудовская Аравия, и Иран, хотя мы довольно активно контактируем и сотрудничаем – и об этом нельзя забывать. У нас есть определенные общие интересы, чтобы цены были высокие, но при этом друг друга нельзя воспринимать как больших партнеров. В локальных вопросах мы сотрудничаем, но в остальном мы конкурируем", - подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин также ожидает, что сотрудничество в новом формате останется на уровне координации по объемам добычи. "Вряд ли будет что-то принципиально новое. Единственное, что стоит отметить, это что сама ОПЕК сейчас будет подвергаться атаке со стороны американских законодателей, которые хотели бы распространить действие антимонопольных законов на международные организации, в том числе на ОПЕК. Это может подтолкнуть ведущих производителей ОПЕК, особенно Саудовскую Аравию, к неформальному сотрудничеству с Россией. По мере того как ОПЕК будет ослабевать как единый картель, возможно усиление консультативных отношений между Эр-Риядом и Москвой. Пока, наверное, стоит ожидать только координации по квотам, это будет вполне долгосрочный процесс", - прогнозирует он. 

Источник: Вестник Кавказа, 20.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики