Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский калькулятор. Договорятся ли Москва и Киев по газовому транзиту

Украинский калькулятор. Договорятся ли Москва и Киев по газовому транзиту

Сейчас примерно 50% российского газа проходит через Украину. Но даже после того, как «Газпром» построит все заявленные газопроводы — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», — отказаться от транзитных услуг Киева не получится

17 июля прошли трехсторонние переговоры между Россией, Евросоюзом и Украиной по вопросу поставок газа после 2019 года. Тема транзита российского газа через Украину является наболевшей проблемой. Фактически она возникла сразу же после распада СССР: почти весь объем российского газа отныне шел через территорию отдельного государства.

С тех пор были построены газопроводы «Ямал — Европа», «Голубой поток» и «Северный поток», что позволило частично диверсифицировать маршруты доставки газа европейским потребителям. Сейчас примерно 50% российского газа проходит через Украину. Но даже после того, как «Газпром» построит все заявленные газопроводы — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», — отказаться от транзитных услуг Киева не получится.

Возьмем калькулятор. В 2017 году из 197,1 млрд куб. м (с учетом поставки 2,7 млрд куб. м в Молдову) экспорта в Европу 93,5 млрд куб. м газа прошли транзитом через Украину. «Северный поток» был недозагружен на 4 млрд куб. м из-за ограничений ЕС в первой половине 2017 года.

«Северный поток — 2» будет иметь мощность 55 млрд куб. м, «Турецкий поток» — 31,5 млрд куб. м. Получается, что сумма дополнительных мощностей составляет 90,5 млрд куб. м. Таким образом, если бы новые газопроводы уже существовали, 3 млрд куб. м все равно пришлось бы прокачивать через Украину.

Учитывая, что в Европе падает собственная добыча газа, спрос на импортный газ возрастает. Поставщики СПГ предпочитают отправлять сырье на более маржинальные рынки в Азию и Южную Америку, а Норвегия и Алжир не имеют возможности существенно нарастить производство. Из-за этого «Газпром» уже два года подряд обновляет рекорды по объемам поставки газа в Европу. И, вероятно, сделает это и в 2018 году, продав европейцам более 200 млрд куб. м газа. Министр энергетики Александр Новак уже заявил, что ожидает рост экспорта российского газа в Европу на 10-15% в ближайшие 10 лет. 

Кроме того, есть сомнения в том, что продолжения «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» на территории ЕС будут полностью достроены к началу 2020 года. По первому газопроводу в 2020 году, вероятно, удастся прокачать около 40 млрд куб. м, а второй может и вовсе быть запущен только в 2021 году. В лучшем для Киева случае в 2020 году через Украину «Газпром» будет вынужден качать 40-50 млрд куб. м. Но в 2021 году транзит сократится на 30 млрд куб. м.

Отсюда можно сделать вывод, что «Газпрому» и «Нафтогазу» придется договариваться об условиях транзита после 2019 года. В двухстороннем формате сделать это невозможно из-за глубоких противоречий, поэтому привлекаются европейские посредники. Но и тут достичь компромисса будет крайне трудно. Российская позиция довольно проста: конкурентная ставка транзита и отсутствие обязательства прокачки какого-либо объема, того самого «качай или плати».

Взамен Украина получает неформальное обещание сохранить статус транзитера. Показательно, что никто не говорит, что «Газпром» сохранит объем транзита. Нет, речь идет о самом факте транзита. Тут Россия отдает мяч на сторону европейцев: чем больше Европа будет закупать российского газа, тем больше будет транзит через Украину, ведь дополнительные закупки уже не влезут в обходные газопроводы.

Украинская переговорная позиция пока выглядит слабой. С одной стороны, Киев понимает, что европейцы будут принуждать «Укртрансгаз» понизить тариф на прокачку газа до европейского уровня. Отсюда заявление украинских властей о готовности сделать скидку, но при условии, что «Газпром» увеличит объем транзита от нынешних показателей. Это явно фантастическая картина, ведь «Газпром» не откажется от строительства и использования «Северного потока — 2» и «Турецкого потока», а европейцы за два года на 100 млрд куб. м закупки российского газа не увеличат. Поэтому Украине целесообразней вести конструктивный диалог: согласовать, в какие страны «Газпром» будет прокачивать газ через Украину, поддерживать в рабочем состоянии только трубы этих направлений, а остальную часть ГТС разобрать или законсервировать.

Прагматизма сторонам переговоров добавят новости о том, будет ли построен «Северный поток — 2» или нет. К следующей встрече, в октябре, такая определенность уже наступит. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 20.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики