Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр поддержит цены на бензин с помощью акцизов

Налоговый маневр поддержит цены на бензин с помощью акцизов

Компенсационные акцизы позволят России стабилизировать внутренние цены на топливо – считает старший преподаватель университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Налоговый маневр порождает целый ряд вопросов

Дело в том, что Государственная дума приняла два закона, которые завершают налоговый маневр в нефтяной отрасли. Это, главным образом, снижение в России до нуля экспортной пошлины на нефть при повышении базовых ставок НДПИ.

В результате, любая добыча углеводородов будет подвергаться одинаковой налоговой нагрузке, что при отсутствии компенсации грозит ударом по нашей нефтеперерабатывающей отрасли. Просто в рамках новой системы внутренняя и экспортная цена на нефть станет одинаковой. 

Для того, чтобы данное решение не парализовало внутренний рынок нефтепродуктов и не привело к стремительному скачку цен, было принято решение о введении двух компенсационных инструментов, а именно обратного акциза на нефть и демпфирующего акциза.

Что касается «обратного акциза», то это налоговый вычет, который планируется давать тем НПЗ, которые исправно вкладывают средства в модернизацию своего производства. И это логично, поскольку в случае, если цены на нефть в России сравняются с ценами, по которым мы продаем сырье за рубеж, у нефтяников будет мало резонов развивать внутреннюю переработку. 

Правительство РФ хочет сохранить цены на бензин на приемлемом уровне

Данный механизм на прошлой неделе конкретизировал министр энергетики РФ Александр Новак, который заявил, что все это нужно для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на том уровне, которая у них была до налогового маневра.

Если брать демпфирующий акциз, то он должен коррелировать стоимость барреля нефти для НПЗ, чтобы она не отличалась ни в сторону повышения, ни в сторону понижения от мировых цен. Все это, естественно, делается с расчетом на то, что конъюнктура цен на мировом рынке углеводородов является волатильной, и это бьет по интересам индустрии переработки нефти в России.

С другой стороны, мы должны понимать, что «налоговый маневр» является бюджетным инструментом, который вводится в условиях, когда у нас есть проблемы с дефицитом, поэтому он, главным образом, имеет фискальную функцию, а все эти меры в виде обратных акцизов направлены на то, чтобы не дестабилизировать внутренние цены на нефтепродукты.

Достаточно посмотреть, как наше общество оказалось чувствительным к недавнему повышению цен на топливо, в результате чего, купирование данной проблемы сразу стало государственной задачей номер один. 

Правительство РФ подало сигнал внутреннему рынку

«Отрицательные акцизы позволят России не повышать выше инфляции цены на топливо на внутреннем рынке. Именно на этом и строятся расчеты Минфина и Минэнерго РФ в рамках так называемого налогового маневра», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, российские государственные органы уверены, что все эти меры позволят сдержать цены на топливо в России, но, в любом случае, остается определенная возможность форс-мажора, т.е. того, что события будут развиваться по совершенно другому сценарию, но и здесь есть варианты действий. Тогда, если цены будут расти, в принятые сегодня законы будут внесены необходимые поправки.

«Так что, здесь главное успокоить нефтяников и сказать им, что правительство РФ приняло меры, чтобы они и дальше могли работать на внутреннем российском рынке без каких-то существенных финансовых потерь», - констатирует Юшков.

Кроме того, это и свидетельство того, что если нефтяники задерут цены на бензин или другое топливо, правительство и Госдума РФ в оперативном порядке примут поправки к закону, которые ликвидируют последствия подобных тенденций. 

Налоговый маневр не скажется на топливном рынке

«Соответственно, в рамках данного закона будет принят набор основных инструментов по регулированию рынка нефтепродуктов, а дальше все это будет оптимизироваться путем соответствующих поправок и постановлений», - резюмирует Юшков.

Несмотря на то, что у правительства РФ есть четкий план действий по недопущению повышения цен на нефть, все равно, как считает Игорь Валерьевич, определенные риски здесь сохраняются. Просто хотя бы из-за того, что в этой отрасли существует очень много переменных, а также действует фактор волатильности мировых цен на нефть, которые имеют тенденцию постоянно меняться.

«Риски повышения цен на нефтепродукты действительно остаются, но нужно понимать, что налоговый маневр проводится не на пустом месте, а является плодом очень серьезной работы со стороны правительства РФ», - заключает Юшков.

Здесь все будет происходить постепенно – отмена налоговой пошлины вместе с повышением НДС будет идти в течение нескольких этапов, поэтому каких-то серьезных неожиданностей нам ждать не нужно. 

«Скорее всего, если и дальше будет рост цен на бензин выше инфляции, то ненамного. Тем более, пока точно не ясно, какой будет уровень инфляции в стране в ближайшие годы. Кроме того, не нужно забывать про то, что текущий рост цен является следствием того, что стоимость бензина в 2014-15 годах росла заметно ниже инфляции», - констатирует Юшков.

Таким образом, перед нами продуманная программа действий, которая должна стабилизировать ситуацию на рынке бензина в России,  хотя ясно,что это сложный вопрос, и здесь существенную роль играет множество переменных.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики