Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр поддержит цены на бензин с помощью акцизов

Налоговый маневр поддержит цены на бензин с помощью акцизов

Компенсационные акцизы позволят России стабилизировать внутренние цены на топливо – считает старший преподаватель университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Налоговый маневр порождает целый ряд вопросов

Дело в том, что Государственная дума приняла два закона, которые завершают налоговый маневр в нефтяной отрасли. Это, главным образом, снижение в России до нуля экспортной пошлины на нефть при повышении базовых ставок НДПИ.

В результате, любая добыча углеводородов будет подвергаться одинаковой налоговой нагрузке, что при отсутствии компенсации грозит ударом по нашей нефтеперерабатывающей отрасли. Просто в рамках новой системы внутренняя и экспортная цена на нефть станет одинаковой. 

Для того, чтобы данное решение не парализовало внутренний рынок нефтепродуктов и не привело к стремительному скачку цен, было принято решение о введении двух компенсационных инструментов, а именно обратного акциза на нефть и демпфирующего акциза.

Что касается «обратного акциза», то это налоговый вычет, который планируется давать тем НПЗ, которые исправно вкладывают средства в модернизацию своего производства. И это логично, поскольку в случае, если цены на нефть в России сравняются с ценами, по которым мы продаем сырье за рубеж, у нефтяников будет мало резонов развивать внутреннюю переработку. 

Правительство РФ хочет сохранить цены на бензин на приемлемом уровне

Данный механизм на прошлой неделе конкретизировал министр энергетики РФ Александр Новак, который заявил, что все это нужно для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на том уровне, которая у них была до налогового маневра.

Если брать демпфирующий акциз, то он должен коррелировать стоимость барреля нефти для НПЗ, чтобы она не отличалась ни в сторону повышения, ни в сторону понижения от мировых цен. Все это, естественно, делается с расчетом на то, что конъюнктура цен на мировом рынке углеводородов является волатильной, и это бьет по интересам индустрии переработки нефти в России.

С другой стороны, мы должны понимать, что «налоговый маневр» является бюджетным инструментом, который вводится в условиях, когда у нас есть проблемы с дефицитом, поэтому он, главным образом, имеет фискальную функцию, а все эти меры в виде обратных акцизов направлены на то, чтобы не дестабилизировать внутренние цены на нефтепродукты.

Достаточно посмотреть, как наше общество оказалось чувствительным к недавнему повышению цен на топливо, в результате чего, купирование данной проблемы сразу стало государственной задачей номер один. 

Правительство РФ подало сигнал внутреннему рынку

«Отрицательные акцизы позволят России не повышать выше инфляции цены на топливо на внутреннем рынке. Именно на этом и строятся расчеты Минфина и Минэнерго РФ в рамках так называемого налогового маневра», - заключает Юшков.

Как замечает эксперт, российские государственные органы уверены, что все эти меры позволят сдержать цены на топливо в России, но, в любом случае, остается определенная возможность форс-мажора, т.е. того, что события будут развиваться по совершенно другому сценарию, но и здесь есть варианты действий. Тогда, если цены будут расти, в принятые сегодня законы будут внесены необходимые поправки.

«Так что, здесь главное успокоить нефтяников и сказать им, что правительство РФ приняло меры, чтобы они и дальше могли работать на внутреннем российском рынке без каких-то существенных финансовых потерь», - констатирует Юшков.

Кроме того, это и свидетельство того, что если нефтяники задерут цены на бензин или другое топливо, правительство и Госдума РФ в оперативном порядке примут поправки к закону, которые ликвидируют последствия подобных тенденций. 

Налоговый маневр не скажется на топливном рынке

«Соответственно, в рамках данного закона будет принят набор основных инструментов по регулированию рынка нефтепродуктов, а дальше все это будет оптимизироваться путем соответствующих поправок и постановлений», - резюмирует Юшков.

Несмотря на то, что у правительства РФ есть четкий план действий по недопущению повышения цен на нефть, все равно, как считает Игорь Валерьевич, определенные риски здесь сохраняются. Просто хотя бы из-за того, что в этой отрасли существует очень много переменных, а также действует фактор волатильности мировых цен на нефть, которые имеют тенденцию постоянно меняться.

«Риски повышения цен на нефтепродукты действительно остаются, но нужно понимать, что налоговый маневр проводится не на пустом месте, а является плодом очень серьезной работы со стороны правительства РФ», - заключает Юшков.

Здесь все будет происходить постепенно – отмена налоговой пошлины вместе с повышением НДС будет идти в течение нескольких этапов, поэтому каких-то серьезных неожиданностей нам ждать не нужно. 

«Скорее всего, если и дальше будет рост цен на бензин выше инфляции, то ненамного. Тем более, пока точно не ясно, какой будет уровень инфляции в стране в ближайшие годы. Кроме того, не нужно забывать про то, что текущий рост цен является следствием того, что стоимость бензина в 2014-15 годах росла заметно ниже инфляции», - констатирует Юшков.

Таким образом, перед нами продуманная программа действий, которая должна стабилизировать ситуацию на рынке бензина в России,  хотя ясно,что это сложный вопрос, и здесь существенную роль играет множество переменных.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики