Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трамп-Порошенко: Парень, ты все делаешь правильно. Только денег не проси

Трамп-Порошенко: Парень, ты все делаешь правильно. Только денег не проси

США заталкивают инвесторов в украинскую «трубу»

США приветствуют действия Киева по реформированию газотранспортной системы. 25 июля пресс-служба «Нафтогаза» сообщила, что наблюдательные советы «Нафтогаза» и новой компании-оператора ГТС «Магистральные газопроводы Украины» согласовали дорожную карту сотрудничества. В соответствии с меморандумом, процесс отделения функции оператора ГТС завершится в начале 2020 года — по истечении действующего контракта на транзит газа с российским «Газпромом».

Как отметила глава наблюдательного совета «Нафтогаза» Клэр Споттисвуд, согласование дорожной карты обеспечит выполнение украинской стороной требований Евросоюза, а также гарантирует энергетическую безопасность страны.

Именно этот шаг так высоко оценили в Вашингтоне.

«Эта реформа согласовывается с политикой, ориентированной на свободный рынок, к которой призывали ЕС, Соединенные Штаты и международное сообщество», — говорится в письменном заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт.

В нем отмечается, что помощник госсекретаря США по энергоресурсам Франк Фэннон был с рабочим визитом в Киеве, где провел встречи с президентом Украины Петром Порошенко и премьером Владимиром Гройсманом. Именно эта встреча сыграла ключевую роль в заключении меморандума.

В заявлении также сказано, что Фэннон во время встречи с украинскими властями «подчеркнул твердую оппозицию США по отношению к „Северному потоку-2“, а также более широким попыткам России использовать энергоресурсы для нанесения ущерба Украине и подрыва европейской безопасности».

По словам Науэрт, помощник госсекретаря США «обсудил исключительную важность продолжающихся реформ энергетического сектора для продвижения прозрачного и конкурентоспособного энергетического сектора, который является ключевым фактором для благосостояния стабильной, процветающей, демократической и свободной Украины».

Ранее замглавы Еврокомиссии по Энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что с 2020 года новый контракт по транзиту российского газа в Европу должен будет выполнять независимый оператор ГТС Украины.

Надо сказать, украинский кабмин начал поиск партнеров по управлению «трубой» еще в декабре 2017 года. Но желающих инвестировать в ГТС не нашлось. Проблема в том, что закон Украины «О рынке природного газа» предусматривает «возможность привлечения инвестора к работе и управлению ГТС путем обладания до 49% акций оператора газотранспортной системы». При этом сама «труба» по-прежнему остается собственностью украинского государства.

На таких условиях — без возможности приобрести контрольный пакет компании-оператора, и без возможности долевого владения самой ГТС, — инвесторы категорически отказывались участвовать в проекте. Никто из них не желал покупать газ на российско-украинской границе, а потом нести транзитные риски, прокачивая его через территорию нестабильной, но «свободной и демократической Украины». И вот теперь Вашингтон — демонстрируя поддержку нового украинского оператора — пытается эту патовую ситуацию разрулить.

Сможет ли Киев найти инвесторов на этот раз, как игра Вашингтона повлияет на судьбу «Северного потока-2»?

— Меморандум — это декларация о намерениях, которая ни к чему не обязывает ни «Нафтогаз», ни правительство Украины, — отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Замечу, чтобы заключить юридически обязывающий договор, в котором условия работы нового оператора ГТС будут четко прописаны, не нужен никакой меморандум. Но Киев заключать такой договор не спешит.

Проблема, однако, в том, что начались трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом по вопросам транзита газа — первый раунд состоялся 17 июля в Берлине, затем переговоры будут продолжены осенью. И как заявил министр энергетики России Александр Новак по итогам берлинской встречи, Москва готова продлить действующий контракт на транзит газа через территорию Украины или обсудить заключение нового, но для этого должны быть урегулированы все спорные вопросы.

В том числе, для продолжения переговоров надо четко понимать: кто конкретно на Украине будет продавцом услуг по транзиту? Сейчас этот вопрос до конца не прояснен.

Меморандум понадобился, чтобы отчасти снять эту проблему. Думаю, США хорошо надавили на украинских партнеров, чтобы те подписали меморандум. Возможно, что этот вариант обсуждался еще во время переговоров в Берлине.

«СП»: — Чего добивается Вашингтон, поддерживая создание нового оператора украинской ГТС?

— Американцы активно вмешиваются в европейскую энергетическую политику — и не просто так. На мой взгляд, США заинтересованы в том, чтобы сохранялись проблемы с поставками российского газа в Европу. Это позволит Америке усилить собственные позиции — иметь больше влияния на ЕС, и повысить конкурентность своего СПГ на европейском рынке.

Против «Северного потока-2» янки борются именно по этой причине. И по той же причине поддерживают сейчас украинский транзит.

В результате, вполне допускаю, что и с новым оператором ГТС сохранятся все прежние риски транспортировки «голубого топлива» через Украину. Европейцам, считаю, стоит иметь это в виду.

«СП»: — Передача функций оператора «Магистральным газопроводам» означает приватизацию украинской «трубы»?

— Нет, по украинскому законодательству «труба» в любом случае остается собственностью государства. Просто появляется новый оператор, и у него могут быть частные инвесторы — причем, как сказано в украинском законе, только из ЕС или США. Для иностранных инвесторов участие в данном проекте — это возможность получить долю доходов от транзита российского газа.

«СП»: — Поддержка со стороны США снимает для Киева проблему с поиском инвесторов?

— Вовсе необязательно. Вопрос еще и в том, какие конкретно обязательства возьмет на себя украинское правительство, какие будут условия транзита и договоренности по объемам. Инвесторам, замечу, интересно получать долю доходов только в одном случае — если эти доходы гарантированно будут иметь место.

Между тем, Киев до сих пор не решил, что для него лучше: поделиться с доходами от транзита с инвесторами, или оставить все как есть.

«СП»: — Как ситуация вокруг украинской ГТС скажется на «Северном потоке-2»?

— Германия и Западная Европа в целом понимают: «Северный поток-2» необходим европейцам для удовлетворения собственных нужд, и украинский транзит здесь ни на что не влияет.

Транзит через Украину может добавлять гибкости европейским поставкам, и позволять при необходимости увеличивать объемы газа, поставляемого на европейском направлении. Но с глобальной точки зрения, выполнять обязательства по поставкам перед Европой гораздо эффективнее именно с помощью «Северного потока-2».

— Инвесторы в украинскую ГТС не находились даже в лучшие времена, — напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Сейчас, с учетом возросших транзитных рисков и плачевного состояния украинской газотранспортной системы, такой инвестор едва ли найдется. Возможность инвестирования, замечу, рассматривали отдельные компании США, но в итоге решили не рисковать. Что до европейских компаний, они такую возможность отвергли с порога.

На мой взгляд, сейчас, несмотря на всю активную деятельность Вашингтона, шансы на реализацию «Северного потока-2» максимальные. Тогда как модернизация ГТС Украины упирается в проблему — в этом случае необходимо сохранить значительные объемы транзита, иначе уровень доходности будет недостаточным. Неслучайно 16 июля «Нафтогаз» заявил, что готов понизить ставку транзита на 20%, если объем транзита вырастет до уровня 1998 года — до 141 млрд. кубометров в год.

Замечу, для Киева вопрос сохранения ГТС принципиален не только из-за транзитных доходов. Украинская «труба» — еще и система снабжения «голубым топливом» регионов самой «незалежной». Если ГТС окончательно обветшает и выйдет из строя, газ до части украинских территорий просто не дойдет.

«СП»: — Если новый оператор в 2020 году приступит к работе, это принципиально изменит ситуацию с ГТС?

— Я так не думаю. Новый оператор или прежний — все равно украинской ГТС будут управлять в рамках одной и той же концепции, грубо говоря, из одного кабинета. Разделяй юрлица или нет — «Магистральные газопроводы» в любом случае не смогут вести независимую политику.

Это значит, что и ситуация с украинским транзитом к лучшему не изменится.

«СП»: — Получается, радость США от подписания меморандума несколько преждевременная?

— Американцы просто ободряют Киев в своей традиционной манере. Они как бы хлопают его по плечу и говорят: «Парень, ты все делаешь правильно. Только больше не приходи к нам за деньгами». 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 25.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики