Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что там Россия заказала у Южной Кореи? Разбираемся с экспертом

Что там Россия заказала у Южной Кореи? Разбираемся с экспертом

На прошлой неделе в российских СМИ, блогосфере и в судостроительном сообществе бурно обсуждалась новость о том, что Россия заказала у южнокорейских верфей несколько десятков судов – в основном, газо- и нефтевозов. Было немало заламывания рук, ехидных комментариев, недоумения в адрес дальневосточной "Звезды" и упоминаний в нелестном контексте отечественных чиновников и топ-менеджеров – Сечина, например.

45, 44 или 29 судов?

Сразу стоит заметить, что первоисточник новости – фраза главы президентского комитета по северному экономическому сотрудничеству Республики Корея Сон Ён Гиля.

"Что касается сотрудничества России и [Южной] Кореи в области судостроения, то следует обратить внимание на следующие результаты: получение заказа на строительство 15 танкеров-ледоколов, предназначенных для перевозки СПГ, в рамках проекта "Ямал СПГ", получение заказа на строительство 29 нефтетанкеров и других судов", - так передали журналисты из ТАСС слова корейца.

И тут же общественность посчитала все в уме, округлила до 45 единиц и переключилась в обличительный режим. Заголовки так и гласили - "Россия заказала у Кореи строительство 45 судов".

Спустя несколько дней ТАССовцы повнимательнее присмотрелись к своей новости и "урезали осетра". Текст был исправлен на следующий:

"Что касается сотрудничества России и [Южной] Кореи в области судостроения, то следует обратить внимание на следующие результаты: получение заказа на строительство 29 судов, среди которых 15 танкеров-ледоколов, предназначенных для перевозки СПГ, в рамках проекта "Ямал СПГ", нефтетанкеры и другие суда".

Так одним движением компьютерной мышки огромный заказ сокращается в полтора раза. Правда, эту поправку уже мало кто заметил. Тем не менее, давайте разбираться дальше.

"Корабел.ру" обратился за пояснениями к экспертам в нефтегазовой сфере и выяснил, что ситуация далеко не столь трагична, как рисуется многими. Хотя и благостной ее, конечно, тоже не назовешь.

Дискуссия с Путиным

Первое, на что стоит обратить внимание, – новость по сути не является новостью. В ней не идет речь о том, что Россия вот прямо сейчас что-то решила заказывать на верфях Пусана. Контракт на 15 танкеров ледового класса для проекта "Ямал СПГ", например, был заключен давным-давно и уже вовсю реализуется. Знаменитый "Кристоф де Маржери" не взялся из воздуха – он как раз плод этого самого контракта, первая ласточка в серии.

– Первый танкер заказал "Совкомфлот" в обмен на долгосрочный контракт с "Новатэком" на перевозку СПГ. С остальными судами работает та же схема – по сути они в долгосрочной аренде у "Новатэка", а владеют ими разные компании. Помимо "Совкомфлота", это консорциумы иностранных компаний, – пояснил "Корабелу" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Ставился ли вопрос размещения этих заказов на "Звезде" в свое время? Да, ставился. Но "Новатэк" ориентировался на то, что проект "Ямал СПГ" должен быть запущен уже в 2017 году, и к этому времени в распоряжении компании уже должны быть суда для перевозки продукции. Теоретически заказ на эти 15 танкеров мог бы стать якорным для завода "Звезда", но такое решение было сопряжено с рядом рисков и так и не было принято.

В 2014 году в Астрахани было заседание комиссии по стратегии развития ТЭК под председательством президента Владимира Путина, где присутствовал в том числе Леонид Михельсон, глава "Новатэка". Согласно размещенной позднее в открытом доступе стенограмме, президент настойчиво спрашивал у Михельсона, почему тот не размещает свои заказы на российских верфях. Потому что нет таких мощностей – отвечал его собеседник. Дальше последовало предложение сделать якорный заказ на эти танкеры для "Звезды", которая как раз под такие цели и строится на Дальнем Востоке. Но тут уже палкой в колесе стали сроки – к 2017 году первый танкер вряд ли поспел бы.

Этот диалог еще некоторое время развивался в той же плоскости. Путин говорил, что если не размещать заказы у российских верфей, то ни мощностей, ни компетенций у них так и не появится. Михельсон разводил руками – мол, рад бы, но не в этот раз, поскольку сроки очень жесткие. В итоге договорились побеседовать на эту тему отдельно – с глазу на глаз.

– Заходите обязательно. Я не то что готов – я хочу с вами поговорить. Я хочу с вами поговорить так же откровенно, как и с вашими некоторыми акционерами, – предложил президент главе "Новатэка".

Так что же решили?

Судя по тому, как разворачивались события дальше, заказ на 15 танкеров для южнокорейских верфей было решено оставить в силе. У Михельсона все-таки нашлись веские аргументы. Как мы помним, в прошлом декабре Владимир Путин лично прибыл в порт Сабетту давать старт отгрузке первой партии газа на "Кристоф де Маржери".

– Газовозы – это новый продукт для верфи "Звезда", и не совсем ясно, насколько быстро они смогут его освоить. И, видимо, итоговая договоренность была такая: вы строите эти танкеры в Корее, но при этом передаете всю документацию по ним, грубо говоря, чертежи на эти газовозы, на "Звезду". А там это все подробно изучается, чтобы получить компетенцию по строительству подобных вещей. И дальнейшие заказы на танкеры, которые "Новатэк" собирается строить для Ямала, будут размещаться именно там, на "Звезде", – считает Игорь Юшков.

Правда, сейчас, по его словам, "Новатэк" попадает в ту же самую ситуацию. Оказалось, что он вводит очереди по сжижению газа быстрее, чем планировал. Первая очередь была запущена в конце 2017 года. Вторая планировалась на конец сентября – начало октября 2018-го. Но буквально на прошлой неделе компания заявила, что она уже готова и в начале августа будет запущена на два-три месяца быстрее, чем ожидалось. Третью очередь завода они запустят не в начале 2019 года, как планировалось, а в конце 2018-го.

– Спешка приводит к тому, что газовозов арктического класса не хватает. "Новатэк" пытается решить эту проблему. Во-первых, он хочет сократить транспортное плечо – построить базу перевалки на Камчатке. Газовозы будут приходить туда, отгружать СПГ и уходить обратно, чтобы не идти до потребителя в Китае или Южной Корее. И, вероятно, такая же база будет строиться в Мурманске, хотя полной определенности на этот счет еще нет. Во-вторых, сейчас идет речь о том, чтобы изменить правила судоходства по Северному морскому пути и снизить требования к танкерам по ледовому классу с Arc7 до Arc4, что позволит быстро построить еще ряд судов. Но пока это в стадии обсуждения, – говорит эксперт.

Новый заказ на газовозы, который "Новатэк", по его мнению, разместит уже на "Звезде", будет предназначаться для нужд проекта "Арктик СПГ 2", который по мощности намного превзойдет "Ямал СПГ". Соответственно он потребует и больше танкеров под перевозку газа. Правда, тут тоже возникает вопрос – а успеет ли "Звезда" заработать на полную мощность, чтобы справиться с таким заказом?

– Думаю, что по крайней мере первый заказ будет размещен, а дальше, если "Звезда" не будет успевать, "Новатэк" будет лоббировать разрешение у Путина, чтобы часть судов строить в той же самой Южной Корее. Все будет зависеть от того, на какую производительность выйдет "Звезда". Пока все идет к тому, что действительно жестко всех поджимают, ориентируя отдавать заказы на танкеры именно российским верфям, – делится эксперт своими соображения.

По его словам, в эту историю включился Минпромторг – именно здесь кроются корни идеи запретить провоз по Северному морскому пути углеводородов судам, построенным за границей. Эта инициатива активно продвигается.

– Единственное, что "Новатэк" смог пролоббировать, это вывод из-под ограничения судов, построенных до 2019 года. То есть тех самых, что он уже заказал корейцам. А дальше будем возить ресурсы только на российских. Это довольно жесткая позиция, которая прежде всего идет от президента. Поэтому, скорее всего, мы действительно придем к тому, что подобные суда будут строиться в России – на "Звезде", – уверен Игорь Юшков.

И пара слов про нефтетанкеры

Это к вопросу о газовозах. Теперь что касается нефтетанкеров – о них, как мы помним, тоже шла речь в заявлении корейского высокопоставленного чиновника. Точной информации о том, кто именно сделал такой заказ нашим восточным коллегам, нет. Но догадаться нетрудно.

– Думаю, что "Роснефть" и "Газпромнефть" – основные заказчики подобных судов, – считает наш собеседник. –"Роснефть" активно отгружает углеводороды с Сахалина. "Газпромнефти" тоже нужны танкеры ледовой нагрузки для того, чтобы экспортировать нефть с Приразломного и Новопортовского месторождений. Но опять же это заказы, которые уже были размещены. Причем мы даже не совсем можем понять, какой именно лаг. Большинство из этих судов скорее всего уже построены. Поэтому здесь шла речь, видимо, о том, сколько вообще Россия размещала в Корее заказов на крупные суда.

Самое важное, говорит Игорь Юшков, что новых заказов в Корее не будет — власть однозначно против этого, да и сами компании видят, что строительство судов на иностранных верфях после 2019 года серьезно ограничит их возможность работы в акватории Арктики.

– Нефтянники и газовики, я думаю, прекрасно понимают, что история со свободным выбором верфей по сути закончилась, – подводит итог эксперт.

Автор: Ренарт Фасхутдинов

Источник: Корабел.ру, 27.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики