Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США пытаются задушить Россию через труп ЕС

США пытаются задушить Россию через труп ЕС

США и ЕС договорились ввести еще одну санкцию против России, которая формально таковой не является, но фактически нанесла бы ущерба больше, чем лишение россиян возможности есть качественный сыр.

Евросоюз рассматривает возможность строительства десятка терминалов для приема сжиженного природного газа (СПГ) у США. Пока речь идет о южных странах Европы, но аппетит приходит во время строительства.

О том, что ЕС в принципе может перейти на поставки газа из США, стало известно 27 июля по итогам переговоров Дональда Трампа с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером.

Газовый контракт рассматривается в ЕС и США как возможность диверсифицировать поставки газа и снизить зависимость европейских стран от энергоресурсов из России.

Если бы да кабы

Однако в этой ситуации ключевой является частица «бы». Несмотря на фанфары, которые прозвучали после переговоров Трампа с Юнкером, экспортеры российского газа могут спать спокойно, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Совершенно непонятно, как США и ЕС смогут эту договоренность реализовать на практике: ведь о чем бы ни договорились между собой политики, у них нет инструментов, с помощью которых они могли бы заставить частные компании покупать американский СПГ, а американских производителей — продавать его на европейский рынок", — сказал он «Ридусу».

Уже сейчас в европейских портах имеется более чем достаточное количество терминалов для приема СПГ, но их загрузка колеблется на уровне 20%, а четыре пятых мощностей простаивают.

Причина все та же: европейцам невыгодно покупать дорогой американский СПГ при наличии более дешевого российского, а американцам невыгодно продавать его в Европу при наличии более маржинальных рынков — в частности, в Латинской Америке и Азии.

Производители СПГ рассуждают так: это наш газ, мы вложили собственные деньги в его добычу и только нам решать, куда его продавать, чтобы получить максимальную прибыль.

По данным Еврокомиссии, в 2017 году российский газ обходился европейцам (в частности, польской PGNiG)по 222 доллара за 1000 кубометров. Американский же СПГ стоит на 30 долларов дороже. В этом плане американские поставщики «Газпрому» не конкуренты, и российский монополист занимает сейчас около трети газового рынка ЕС.

Зачем при таком ценовом диспаритете строить еще десяток новых терминалов, совершенно непонятно, подчеркивает Юшков.

"Скорее всего, достигнутую между Трампом и Юнкером договоренность не следует понимать буквально, что прямо завтра начнется строительство терминалов. Это больше декларация о намерениях, демонстрация геополитического единства, чем коммерческая договоренность. Власти США и ЕС не могут вмешиваться в коммерческую деятельность частных компаний — это идет вразрез с самой концепцией свободного рынка, на которой стоит западный мир",— говорит эксперт.

Любая попытка каким-то образом выкрутить руки европейцам — даже под флагом укрепления евроатлантической солидарности — будет означать не столько «санкционирование» России, сколько дискриминацию европейских потребителей СПГ. Европейцы же совсем не склонны отмораживать себе уши назло маме.

Мало того, инициатива Трампа означает дискриминацию других поставщиков СПГ, а не только «Газпрома» (от Катара до Норвегии), которые в этом случае окажутся вытесненными с европейского рынка.

Во вторник Дональд Трамп пообещал не отменять уже веденные против Москвы санкции. 28 июня на саммите в Брюсселе страны Евросоюза договорились о продлении санкций против России до конца 2018 года.

Политическая газообразность

США, в общем, и не скрывают, что в вопросе о газификации Европы их задача целиком и полностью политическая.

В мае госсекретарь США Майк Помпео прямо сказал, что Вашингтон стремится не допустить поставок газа в Европу через трубопровод «Северный поток — 2». 

По его словам, ЕС не может противодействовать Москве из-за зависимости от поставок энергоресурсов из России, поэтому США видят свою задачу в том, чтобы предоставить странам Европы другие источники газа.

На сегодня договоренность эта концептуальная, ее еще предстоит оформить в официальные документы, но суть ясна: американские условия европейцев устроили. И не по геополитическим, а по сугубо коммерческим причинам, не согласен с Юшковым заведующий Центром институтов внешнеэкономической деятельности РАН Владимир Оболенский.

"Все средства, затраченные на строительство СП-2, „Газпром“ сможет смело списать в убыток. Хотя какой-то газ по трубе все же идти будет, эти объемы даже близко не сравнимы с теми прибылями, которые прогнозировались при проектировании трубы", — предполагает эксперт.

Запуск «Северного потока — 2» мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год был запланирован на 2019 год. В свете последних событий неизвестно, когда заработает его вторая нитка, на какую мощность и заработает ли вообще. 

Источник: Ридус, 31.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики