Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстанский уголь поедет по России без преференций

Казахстанский уголь поедет по России без преференций

Казахстанский уголь будет идти через территорию РФ на равных условиях с другими перевозчиками, а намерения Астаны получить преференции нарушают принцип недискриминационного доступа к перевозкам. Такое мнение озвучили эксперты ФБА "Экономика сегодня".

Соглашение о перевозке угля из Казахстана по России и его перевалке в портах РФ не подписано двумя странами. 

Российская сторона на заседании Евразийского межправительственного совета убедила партнеров в том, что это соглашение вредит угольной отрасли РФ, пишет "Коммерсант".

Минтранс оценит доступ казахских экспортеров к российским портам, но подписание документа, по мнению ведомства, действительно может задеть интересы российских игроков. 

По причине нехватки провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру России в части транзита до 14 млн тонн в год казахстанского угля негативно отразится на конкурентоспособности российских экспортеров угля, а также станет причиной снижения уровня занятости населения в Хакасии и Кузбассе.

Ранее сообщалось, что Астаной подготовлен проект межправительственного соглашения с РФ, дающий казахским угольщикам право приоритетного доступа к российским экспортным портам.

Отношения на разных стадиях

Россия и Казахстан проходят периодические стадии то ухудшения, то улучшения экономических отношений, притом что страны являются партнерами по ЕАЭС, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Казахстан, напомню, всегда хотел транспортировать свой нефть и газ через Россию в Европу, Россия соглашалась, но только очень условно. У нас есть Каспийский газопроводный консорциум, позволяющий выводить нефть из Казахстана в Новороссийск, при этом часть казахстанской нефти идет в Европу через Каспийское море, и дальше через Баку, что Москва всегда воспринимала как способ ее обойти. Казахстан требовал, чтобы РФ ратифицировала энергетическую хартию, чтобы транспортировать и газ через нашу территорию, но понятно, что Россия всегда отказывалась от этого", - сказал эксперт, отметив, что возникающие между странами проблемы в экономической сфере, тем не менее, решаются, стороны обычно приходили к компромиссу. 

Не повод для разногласий

Есть железнодорожная инфраструктура, есть недискриминационный доступ к ней, объясняет генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Соответственно, владелец инфраструктуры не может предоставлять ни одному грузовладельцу никаких преференций.

"Казахстанский уголь и сейчас едет через Россию, но в общем порядке - так же, как и наши грузовладельцы, подают заявки, которые удовлетворяются в соответствии с технической возможностью владельца инфраструктуры. А предоставлять кому-то приоритетный доступ, а тем более прописать это в документах - это нарушает недискриминационный принцип. Услуга перевозки - публичная, соответственно, любой грузовладелец может обратиться за ее получением. Почему мы должны предоставлять кому-то условия лучше, чем своим грузовладельцам?", - говорит эксперт.

Юрий Саакян, однако, уверен эта ситуация не является поводом для разногласий и претензий.

"Уголь, повторюсь, едет через Россию, просто на равных с другими. Конечно, почему бы не попытаться получить для себя какие-то преференции. Ну не получилось. Так что не думаю, что все это приведет к каким-то осложнениям", - заключил эксперт ФБА "Экономика сегодня".  

Ранее сообщалось, что Казахстан планирует ввести временные ограничения на импорт российского бензина. 

При этом глава Минэнерго страны Канат Бозумбаев отмечал, что Казахстан и Россия работают в рамках совместных балансов, которые утверждаются обеими сторонами.

"Мы еще не выбрали тот объем импорта из России на этот год, который должны были выбрать. Но пусть он остается на всякий случай. Практика показывает, что аварии могут быть на наших НПЗ", — говорил Бозумбаев. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 31.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики