Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстанский уголь поедет по России без преференций

Казахстанский уголь поедет по России без преференций

Казахстанский уголь будет идти через территорию РФ на равных условиях с другими перевозчиками, а намерения Астаны получить преференции нарушают принцип недискриминационного доступа к перевозкам. Такое мнение озвучили эксперты ФБА "Экономика сегодня".

Соглашение о перевозке угля из Казахстана по России и его перевалке в портах РФ не подписано двумя странами. 

Российская сторона на заседании Евразийского межправительственного совета убедила партнеров в том, что это соглашение вредит угольной отрасли РФ, пишет "Коммерсант".

Минтранс оценит доступ казахских экспортеров к российским портам, но подписание документа, по мнению ведомства, действительно может задеть интересы российских игроков. 

По причине нехватки провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру России в части транзита до 14 млн тонн в год казахстанского угля негативно отразится на конкурентоспособности российских экспортеров угля, а также станет причиной снижения уровня занятости населения в Хакасии и Кузбассе.

Ранее сообщалось, что Астаной подготовлен проект межправительственного соглашения с РФ, дающий казахским угольщикам право приоритетного доступа к российским экспортным портам.

Отношения на разных стадиях

Россия и Казахстан проходят периодические стадии то ухудшения, то улучшения экономических отношений, притом что страны являются партнерами по ЕАЭС, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович.

"Казахстан, напомню, всегда хотел транспортировать свой нефть и газ через Россию в Европу, Россия соглашалась, но только очень условно. У нас есть Каспийский газопроводный консорциум, позволяющий выводить нефть из Казахстана в Новороссийск, при этом часть казахстанской нефти идет в Европу через Каспийское море, и дальше через Баку, что Москва всегда воспринимала как способ ее обойти. Казахстан требовал, чтобы РФ ратифицировала энергетическую хартию, чтобы транспортировать и газ через нашу территорию, но понятно, что Россия всегда отказывалась от этого", - сказал эксперт, отметив, что возникающие между странами проблемы в экономической сфере, тем не менее, решаются, стороны обычно приходили к компромиссу. 

Не повод для разногласий

Есть железнодорожная инфраструктура, есть недискриминационный доступ к ней, объясняет генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Соответственно, владелец инфраструктуры не может предоставлять ни одному грузовладельцу никаких преференций.

"Казахстанский уголь и сейчас едет через Россию, но в общем порядке - так же, как и наши грузовладельцы, подают заявки, которые удовлетворяются в соответствии с технической возможностью владельца инфраструктуры. А предоставлять кому-то приоритетный доступ, а тем более прописать это в документах - это нарушает недискриминационный принцип. Услуга перевозки - публичная, соответственно, любой грузовладелец может обратиться за ее получением. Почему мы должны предоставлять кому-то условия лучше, чем своим грузовладельцам?", - говорит эксперт.

Юрий Саакян, однако, уверен эта ситуация не является поводом для разногласий и претензий.

"Уголь, повторюсь, едет через Россию, просто на равных с другими. Конечно, почему бы не попытаться получить для себя какие-то преференции. Ну не получилось. Так что не думаю, что все это приведет к каким-то осложнениям", - заключил эксперт ФБА "Экономика сегодня".  

Ранее сообщалось, что Казахстан планирует ввести временные ограничения на импорт российского бензина. 

При этом глава Минэнерго страны Канат Бозумбаев отмечал, что Казахстан и Россия работают в рамках совместных балансов, которые утверждаются обеими сторонами.

"Мы еще не выбрали тот объем импорта из России на этот год, который должны были выбрать. Но пусть он остается на всякий случай. Практика показывает, что аварии могут быть на наших НПЗ", — говорил Бозумбаев. 

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 31.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики