Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена энергонезависимости. Украина стоит на пороге передела газовой отрасли

Цена энергонезависимости. Украина стоит на пороге передела газовой отрасли

В конце июля премьер-министр Украины Владимир Гройсман провел заседание правительства, в ходе которого обсуждался вопрос развития энергетики страны. В ходе своего выступления глава кабинета министров сделал множество интересных заявлений – например, о том, что Украина продвигается к энергетической независимости. За подобной риторикой стоят прагматичные интересы украинских и западных политиков и бизнесменов: они готовятся к реформированию газовой отрасли страны в собственных интересах.

Для того, чтобы обосновать указанный тезис, стоит последовательно рассмотреть речь Гройсмана. Говоря о достижении энергетической независимости, премьер отмечает, что Украина «имеет вторые-третьи по размерам запасы природного газа в своих недрах». По данным компании ВР, запасы газа на Украине в 2017 г. составляют 1,1 трлн куб. м. газа, что составляет 0,5% от общемирового объема.

Это весьма хороший показатель, но Украине далеко до лидеров: Россия имеет 35 трлн куб. м. запасов (18,1% от общемирового объема), Иран (33,2 трлн куб. м.), Катар (24,9 трлн куб. м.), Туркменистан (10,1 трлн куб. м.) и далее 23 страны опережают Украину по объемам запасов. Так что тут Гройсман немного переоценил ресурсную базу своей страны.

Далее политик в своем выступлении пожаловался, что при таких больших запасах газа руководители Украины постоянно покупали российский газ: «только декабрь наступал, любая власть приклоняла голову и колено, ползли в Москву и договаривались, какая будет цена газа, который будет транзит газа и т.д.».

Тут стоит отметить, что даже наличие больших запасов газа не гарантирует стране аналогичные объемы добычи. Например, США имеют 4,5% мировых запасов газа, но добывают 20% от мирового уровня. И наоборот, Туркменистан с 10,1% запасов производит только 1,7% от глобального объема.

Золотые времена украинской газодобычи уже прошли. Производство газа развивалось в Прикарпатье с 1920-х гг. В 1940 г. там производили 87% советского газа. А пик добычи пришелся на 1975 г. – 68,7 млрд куб. м. В последние годы добыча газа на Украине сохраняется на уровне примерно 20 млрд куб. м.

1.png

Источник: Statistical Review of World Energy

Украинские месторождения в традиционных районах добычи существенно истощены. Только для того, чтобы поддерживать их на нынешнем уровне, нужны существенные инвестиции. А месторождения на шельфе имеют относительно малую изученность и вложения в них рискованны.

Гройсман в своем выступлении рассказал, как Украина достигнет энергетической независимости. Все проблемы, по его версии, исходят от прежних руководителей страны, которые якобы намерено скрывали от украинских и зарубежных компаний данные о геологических запасах месторождений.

Хотя по данным ВР существенные изменения запасов газа на Украине происходили только в 2012 г., когда они выросли с 0,7 до 1,2 трлн куб. м., и в 2013 г., когда они составили нынешние 1,1 трлн. Получается, при Януковиче запасы выросли, но в реальности в этом вопросе личность президента фактически не играет роли.

Главный посыл Гройсмана таков: нужно максимально открыть геоданные для украинских и иностранных газовых компаний, они заинтересуются столь привлекательными проектами (именно для этого премьер в начале своей речи назвал Украину чуть ли не мировым лидером по запасам газа), купят лицензии на месторождения и вложат в них много денег. А уж инвестиции позволят Украине нарастить собственную добычу газа и больше не зависеть от импорта.

Украинские власти действительно хотят распродать лицензии на месторождения углеводородов. Премьер заявил, что 44 участка с суммарными запасами в 150 млрд. куб м. газа уже готовы к продаже. Следующим шагом, вероятно, станет приватизация добычных и сбытовых активов «Нафтогаза Украины».

В 2016 г. правительство создало компанию «Магистральные газопроводы Украины», которой будет передана газотранспортная система. Остальные активы, не относящиеся к естественно монопольному сегменту, вероятно, будут приватизированы под лозунгом прихода инвесторов и рыночных реформ.

Но для того, чтобы привлечь инвесторов, рассказов о перспективах газовой отрасли Украины недостаточно. Поэтому правительство создает условия, при которых работа на газовом рынке страны будет приносить прибыль. В последние годы на Украине существенно повысились тарифы на газ, горячую воду и т.д.

В настоящее время тариф для населения составляет около 7 тыс. гривен ($260) за тыс. куб. м., а для промышленности около 10 тыс. грн. ($373) за тыс. куб. м. При этом средняя стоимость импортного газа в июне составила $266,4 за тыс. куб. м. Получается, что газовым компаниям уже сейчас выгодно работать на украинском рынке. Частные компании могут продать газ государственному «Нафтогазу», который в августе будет готов купить сырье по $302,3 за тыс. куб. м.

2.png 

Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины

Таким образом, вероятна реализация деклараций украинского правительства в части приватизации газовой отрасли. Но эта реформа не подразумевает понижение цен для потребителей. Наоборот, инвесторы будут работать на Украине, вкладывать деньги в поддержание добычи только в случае, если тарифы будут высокими. А их рост постоянно объясняется требованиями МВФ, который, по словам украинских политиков, отказывается выделять новые транши экономической помощи до повышения тарифа на газ и отказа от субсидирования потребителей.

В такой ситуации государственное регулирование тарифов происходит не в пользу потребителей, а в пользу поставщиков. Вот так за словами Гройсмана о необходимости достижения энергетической независимости стоит банальное желание перенаправить денежные потоки от газовой отрасли в частные структуры.

Автор: Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 07.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики