Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-стратегия "Новатэка" потеснит Катар на рынке сжиженного газа

СПГ-стратегия "Новатэка" потеснит Катар на рынке сжиженного газа

Долгосрочная стратегия развития «Новатэка» предполагает увеличение инвестиций в СПГ-проекты до 2,5 триллионов рублей к 2030 году, что позволит компании выйти на производство около 72 миллионов тонн в год. Аналогичный объем сжиженного газа сегодня производит Катар. 

Запуск второй линии "Ямала СПГ"

«Новатэк» с опережением почти на полгода готов начать производство на второй линии сжижения завода «Ямал СПГ». Торжественная церемония ее запуска запланирована на сегодня. Компании уже удалось договорится с партнерами о досрочном предоставлении необходимых для вывоза готовой продукции танкеров. Запуск первой линии завода состоялся в декабре прошлого года, также на несколько месяцев раньше запланированных сроков.

Тогда же была главой «Новатэка» Леонидом Михельсоном была озвучена стратегия развития компании. Она заключается в экспансии в СПГ-сегмент мирового рынка и предполагает траты на строительство мощностей по сжижению газа до 2,5 триллионов рублей к 2030 году. Все это позволит  довести объемы производства до 55 млн тонн в год, а с учетом доразведки увеличить их до 72 млн тонн в год, что сравнимо с текущим производством СПГ в Катаре.

«Планы «Новатэка» выглядят весьма и весьма амбициозно. Конечно, компания совместно с партнерами уже реализовала проект «Ямал СПГ», причем даже с опережением графика, и сейчас вводит вторую линию. Но это стало возможным благодаря очень масштабной поддержке со стороны государства, которое предоставило под проект беспрецедентные льготы, а также напрямую поучаствовало государственными деньгами в развитие инфраструктуры под «Ямал СПГ».

Оценивая стратегию «Новатэка», важно понять, сохранится ли такой уровень государственной поддержки под новые проекты, какие обязательства должна взять компания по развитию не только индустрии, но и обслуживающей отрасли. «Ямал СПГ» был реализован практически полностью за счет импортного оборудования, поэтому обязательно стоит учитывать риски санкций.

Зависимость от импорта здесь гораздо более серьезная, чем в других отраслях, поэтому стоит понимать, будет ли произведена локализация или переход на российское оборудование, и в каком объеме», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач

Перспективы России на СПГ-рынке

Планы компании наш собеседник также советует анализировать к связке с перспективами развития рынка СПГ. Эксперт отмечает, что существует прогноз по дефициту предложения на рынке СПГ в среднесрочной перспективе, но в то время есть примеры, когда вслед за коротким периодом недостатка появлялись ожидания огромного переизбытка мощностей. Все это надо взвесить и государству для того, чтобы определить свою политику по СПГ-проектам. Участие государства должно быть оправдано какими-то стратегическими ожиданиями, что следующий проект должен приносить деньги, в том числе в бюджет страны.

В свою очередь ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович уверен, что мировой спрос на сжиженный газ продолжит расти в первую очередь за счет азиатских рынков, и в меньшей степени за счет Европы, хотя там в последнее время падает собственное производство газа.

Но потребности Европы вполне по силам закрыть «Газпрому» с его трубопроводными проектами. При оптимистичном сценарии развития рынка российские СПГ-мощности могут увеличиться в несколько раз. Среди ключевых проектов помимо «Ямала СПГ» эксперты выделяют «Арктик СПГ-2», «Балтийский СПГ» расширение «Сахалина-2».

«Другие российские компании тоже имеют проекты по сжиженному газу в своем портфеле, их реализуют в том числе «Газпром» и «Роснефть». Но поскольку им не оказывается такая поддержка как «Новатэку», то они вынуждены гораздо точнее просчитывать рынок и окупаемость инвестиций. Именно поэтому эти проекты развиваются не так быстро. Хотя у проекта по расширение завода СПГ на Сахалине премиальный рынок Азии находится буквально в нескольких сотнях километров, а не через Северный морской путь, и его перспективы выглядят неплохо», - отмечает Алексей Гривач.

Эксперты уверены, что ориентироваться при запуске новых СПГ-проектов стоит в большей степени на азиатский рынок, так как он характеризуется премиальным ценообразованием к европейским ценам, и покупатели здесь готовы переплачивать за надежность поставок. А после 2024 года, когда новые объемы трубопроводного газа окажутся уже не столь востребованными, поставки сжиженного останутся для России единственной возможностью наращивания экспорта. И у нас здесь просматривается хороший потенциал.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 09.08.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики